Можно ли превратить оперу в спектакль-променад? Электротеатр “Станиславский”, который с 12 по 17 марта приглашает на проект “Опера Нон-стоп”, уверен, что можно. Для начала нужно перевести оперу в жанр мультимедийной инсталляции. Первой ласточкой стал спектакль Бориса Юхананова “Книга висячих садов” по вокальному циклу Арнольда Шёнберга.
Премьера “Книги висячих садов” состоялась в 2023 году. В основе спектакля – одноименный вокальный цикл Шёнберга, созданный в не самый легкий момент жизни, когда жена Матильда предпочла его художнику Ричарда Герстля.
Но, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Вокальный цикл, рожденный в мучительные минуты рушащегося счастья, стал первым шагом в создании новой музыки, где тональность перестала править бал.
В этом цикле все, что ранее казалось незыблемым – почва под ногами, отношения, эмоции, смыслы, все расшатывается, ломается и ускользает. Это словно наблюдение художника за процессом разрушения прежнего стройного здания классической гармонии.
“Когда мы вместе с Борисом Юханановым и его художниками Степаном Лукьяновым, Анастасией Нефедовой и Ильей Стариловым думали о ключевом для всего цикла ощущении сдвига в незыблемом, у нас возникла идея спектакля-променада, в котором зритель мог бы перемещаться от станции к станции и видеть разных героев этой истории в разных мизансценах и скользящих по стенам тенях и проекциях,
– говорит Илья Кухаренко.
– Сохраняя сюжет трагического любовного треугольника, мы не хотели воспроизводить биографические детали этой истории, скорее следуя образам в стихах, нежели историческим реалиям”.
Иван Владимиров, “РГ”