7 июня 2021 театр Нью-Йорк Сити Опера объявил о назначении известного дирижёра и пианиста Константина Орбеляна своим музыкальным руководителем и главным дирижером.
Первой постановкой маэстро в театре станет “Риголетто” Джузеппе Верди, которая будет представлена в рамках международного Phoenicia Festival of the Voice в Кингстоне, штат Нью-Йорк. Следующее исполнение этой оперы состоится в пятницу, 3 сентября, в рамках серии ежегодных музыкальных пикников в Брайант-парке в Манхэттене.
«Мы действительно очень рады приветствовать всемирно известного маэстро Константина Орбеляна в семье Нью-Йоркской оперы»,
– прокомментировал назначение Майкл Капассо, генеральный директор театра.
«Маэстро Орбелян обладает многолетним международным опытом дирижирования и выступления с крупнейшими звездами оперы как на концертных эстрадах и театральных подмостках, так и в отмеченных многочисленными наградами записях.
Я не сомневаюсь, что его опыт и умение сыграют решающее значение для восстановления City Opera в своем статусе на американской и международной оперной сцене».
«Я очень рад принять должность музыкального руководителя и главного дирижера почтенной оперы Нью-Йорка»,
– сказал маэстро Орбелян.
«Это прекрасная возможность помочь исторической и культурно-значимой музыкальной институции вернуться к жизни после непростого периода, связанного с пандемией коронавируса. Мы подарим ценителям оперы радость встречи с выдающимися певцами со всей Америки и за ее пределами.
Оставаясь верными традициям NYCO, мы будем предоставлять современным композиторам площадку для представлений своих произведений. Мы с нетерпением ждем возможности приветствовать нашу любящую оперу публику и вскоре анонсируем наш следующий сезон».
Этим летом Нью-Йоркская опера снова примет участие в проекте Bryant Park Picnic Performance с четырьмя концертами, которые стартовали 18 июня и завершатся 3 сентября постановкой оперы “Риголетто” в новой 90-минутной версии с повествованием, написанным и исполненным актером и драматургом Биллом ван Хорном с Константином Орбеляном за дирижёрским пультом.
Зимой 2022 года Нью-Йоркская опера в копродукции с Национальным идишским театром Folksbiene представит мировую премьеру оперы Рики Иэна Гордона и Майкла Кори “Сад Финци-Контини”, которая состоится в январе в Зале Эдварда Дж. Сафры в Музее еврейского наследия – Живом мемориале Холокоста в центре Манхэттена, дирижировать спектаклем будет маэстро Джеймс Лоу. Следующей постановкой станет нью-йоркская премьера оперы Энтони Дэвиса и Ричарда Уэсли “The Central Park Five”, получившей Пулитцеровскую премию.
Четырёхкратный номинант на премию Грэмми, дирижёр Константин Орбелян был назван журналом “Opera News” «дирижером, о котором певец может только мечтать», отмечая, что он дирижирует вокальным репертуаром «с чуткостью пианиста-аккомпаниатора».
Он выступал и записывался с одними из самых выдающихся мировых оперных певцов, таких как Рене Флеминг, Сондра Радвановски и Лоуренс Браунли, многие годы тесно сотрудничал, выступал и записывался с великим Дмитрием Хворостовским и другими прославленными певцами – Ильдаром Абдразаковым, Ольгой Гуряковой, Мариной Домашенко, Анной Нетребко, Аидой Гарифуллиной, Эллиной Гаранчей, Эвой Подлесь, Галиной Горчаковой, Роберто Аланья, Джозефом Каллейя, Марселло Альваресом и многими другими, дирижировал одним из последних концертов легендарного пианиста Вана Клиберна, выступал в лучших концертных залах Европы, России, Северной Америки и Азии.
В творческой биографии маэстро Орбеляна – многолетнее художественное руководство Государственным академическим камерным оркестром России (Московским камерным оркестром) и ежегодным международным музыкальным фестивалем “Дворцы Санкт-Петербурга”. На данный момент Орбелян является главным дирижером Каунасского симфонического оркестра и художественным руководителем и директором Национального театра оперы и балета Армении.
Константин Орбелян родился в Сан-Франциско, в семье армянских эмигрантов, и уже в 11 лет дебютировал как пианист с Симфоническим оркестром Сан-Франциско. После окончания Джульярдской школы в Нью-Йорке Константин концертировал с сольными программами по всему миру и выступал с ведущими оркестрами США, Великобритании, Европы и России.
Орбелян стал первым американским гражданином, возглавившим музыкальный коллектив в России. В январе 2004 года Орбеляну было присвоено звание Заслуженного артиста России, прежде никогда иностранному гражданину не присуждавшееся.
В США в мае 2001 года Маэстро Орбелян был награждён Почётной Медалью Эллис Айленд, присуждаемой иммигрантам или потомком иммигрантов за выдающиеся достижения, в России в 2011 году — Орденом Дружбы за огромный вклад в развитие и укрепление культурных связей России, в 2015 году — Орденом Дружбы Республики Армения.
Маэстро Орбелян записал более 60 компакт-дисков для лейбла Delos, а также DVD и компакт-диски, выпущенные на лейблах Decca, Deutsche Grammophon, Chandos, Philips и Warner.
Театр Нью-Йорк Сити Опера был создан в июле 1943 года как часть городского Центра музыки и драмы. Тогдашний мэр города Ф. Ла Гуардиа, по решению которого был создан Центр, назвал новый театр «народной оперой, популяризатором оперного искусства для широких масс». Театр открылся 21 февраля 1944 года постановкой оперы «Тоска» Дж. Пуччини. В феврале 1966 года переехал в новое здание Городского театра (с 2008 года называемое «Театр Дэвида Коха») в Линкольн-центре.
Со дня основания театр был важнейшей частью городской культурной жизни. На протяжении своей истории Нью-Йорк Сити Опера запустила карьеры многих известных ныне артистов и представила постановки как традиционного, так и очень необычного репертуара а также стала площадкой для большого количества премьер.
На сцене Нью-Йоркской городской оперы состоялись мировые премьеры опер американских композиторов А. Копленда, Л. Бернстайна, Х. Вайсгалла, К. Флойда, Р. Уорда, В. Джаннини, Дж. Менотти и др., американские премьеры европейских опер «Замок герцога Синяя Борода» (Б. Барток), «Молчаливая женщина» (Р. Штраус), «Огненный ангел» (С. С. Прокофьев), нью-йоркская премьера оперы «Диалоги кармелиток» (Ф. Пуленк), и др.
Театр в разные годы возглавляли дирижёры Эрих Лайнсдорф и Юлиус Рудель, певица Беверли Силлс, а также режиссер и продюсер Жерар Мортье.
На протяжении более семи десятилетий Нью-Йоркская опера сумела сохранить свою индивидуальность, придерживаясь своей идеологии: доступные цены на билеты, особое внимание американским произведениям, англоязычные постановки, продвижение и представление подающих надежды американских певцов, яркие постановки, призванные познакомить и привлечь новую аудиторию в оперу.
Среди звёзд, которые начинали свою карьеру в NYCO: Пласидо Доминго, Кэтрин Мальфитано, Шерил Милнз, Сэмюэл Рэйми, Беверли Силлс, Татьяна Троянос, Кэрол Ванесс, Ширли Верретт и многие другие замечательные артисты.
Нью-Йорк Сити Опера была первой крупной оперной труппой, в которой афро-американские певцы спели ведущие партии (Тодд Дункан в партии Тонио в опере «Паяцы», 1945; Камилла Уильямс в заглавной партии в «Мадам Баттерфляй», 1946); театр первым поставил новое произведение афро-американского композитора (Уильям Грант Стилл, Тревожный остров, 1949) и стал первым театром, оркестром которого дирижировал афро-американский дирижер (Эверетт Ли, 1955).
В 2013 году деятельность театра по финансовым причинам была приостановлена.
Обновленная Нью-Йорк Сити Опера вновь открылась в январе 2016 года оперой «Тоска», которой открылся театр в 1944 году. За четыре года, прошедшие с тех пор, были поставлены такие произведения, как: мировая премьеры оперы Иэна Белла и Марка Кэмпбелла “Каменная стена”, заказанная специально для NYCO, новая постановка легендарного режиссера Харольда Принса «Кандид» Леонарда Бернстайна; опера Пуччини “Девушка с Запада”, нью-йоркская премьера оперы Даниэля Катана “Florencia en el Amazonas” ( первая в серии “Ópera en Español”).
Следующие постановки этого проекта включали премьеру в Нью-Йорке первой в мире оперы мариачи “Cruzar la Cara de la Luna” Хосе «Пепе» Мартинеса, “Los Elementos” Антонио Литераса и “Мария де Буэнос-Айрес” Асторы Пьяццоллы. В рамках Pride Initiative NYCO выпускает работы на тему ЛГБТК – премьеру оперы Петера Этвёша «Ангелы в Америке» и американскую премьеру оперы Чарльза Вуоринена «Горбатая гора». Нью-Йорк Сити Опера представила таких артистов, как Анна Катерина Антоначчи и Априле Милло, а также отметила свой 75-летний юбилей концертом в Брайант-парке, одним из множества концертов и постановок, которые театр представляет ежегодно бесплатно в рамках серии традиционных летних выступлений, которые посещают тысячи горожан.
Нью-Йорк Сити Опера продолжает свою историю, выступая на своей новой основной площадке Театре Роуз ( главной сцене Джазового концертного комплекса Линкольн-центра), представляет новые образовательные и просветительские программы на разных площадках города, привлекает новое поколение оперной публики.
Агентство «Турне» по материалам пресс-релиза New York City Opera