15 сентября 2023 года Российский национальный оркестр и его художественный руководитель Александр Рудин открывают новый сезон исполнением одного из величайших шедевров в истории мирового музыкального искусства – «Немецкого реквиема» Иоганнеса Брамса.
В концерте в Зале Чайковского примут участие солистка Большого театра Альбина Латипова, солист Мариинского театра Владислав Сулимский и вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко.
Александр Рудин однажды признался:
«Для меня самая ценная музыка – та, которая заставляет испытывать чувство печали. Человек с концерта должен уходить со светлой грустью…».
«Немецкий реквием» Брамса, исполненный светлой грусти, как нельзя лучше отвечает словам маэстро. В этом уникальном сочинении, отличающемся от большинства заупокойных месс, автор предпочел отпеванию усопшего воспевание бессмертия.
Первые наброски будущего реквиема Брамс сделал после посещения Нижнерейнского фестиваля в Дюссельдорфе, посвященного 50-летию со дня рождения Роберта Шумана – духовного отца, кумира и наставника Брамса. Вплотную к работе над сочинением композитор приступил пять лет спустя после смерти своей матери.
В «Немецком реквиеме» Брамс воплотил неосуществленный замысел Шумана создать монументальное эпическое произведение, связанное с историей и жизнью немецкого народа, понятное как крестьянину, так и горожанину и подходящее как для церкви, так и для концертного зала.
Проводником к народным умам и сердцам стал протестантский хорал, который позволил отказаться от канонического латинского текста католической заупокойной мессы и определил название сочинения. Сам автор о своей «оде бессмертию» писал:
«…Признаюсь, что охотно опустил бы слово «Немецкий» и просто поставил бы «человека».
Смысл знакомого Брамсу с детства текста, который он собственноручно скомпоновал (из строк Священного Писания в переводе на немецкий Мартина Лютера), прост: утешение, покой и радость воздадутся за слезы и страдания тем, кто «немного потрудился».
Все остальное («всякая слава человеческая») – суета сует. Лишенный описания ужасов Страшного суда и назидательности, «Немецкий реквием» напоминает скорее лирико-поэтическую проповедь. Главной же мыслью становятся в нем слова «дела их идут вслед за ними», звучащие в финале и утверждающие созидательное начало как основную силу жизни.
Премьера «Немецкого реквиема» состоялась на Страстной неделе 10 апреля 1868 года в кафедральном соборе Бремена под управлением Брамса и стала его первым триумфом. В 1872 году «Немецкий реквием», обошедший пол-Европы, впервые исполнялся в Петербурге; в Москве его услышали лишь в 1958 году.
Пресс-служба Московской филармонии