7 апреля 2024 года в Зале Чайковского – продолжение второго сезона абонемента Musica sacra nova; в нынешнем году его тема – «От модерна к первому авангарду».
В программе – редко звучащие хоровые сочинения Штейнберга, Черепнина, Стравинского, а также российская премьера Двух еврейских псалмов Гречанинова. Их представят вокальный ансамбль Intrada и дирижер Екатерина Антоненко.
Абонемент Musica sacra nova продолжает второй сезон. Первый, посвященный духовной музыке композиторов из бывшего СССР, с большим успехом прошел год назад. Его открыл вокальный ансамбль Intrada, под управлением Екатерины Антоненко представивший изысканную программу из сочинений Денисова, Каретникова, Волконского, Пярта, Шнитке, Караманова, Губайдулиной, Сидельникова.
На этот раз герои вечера – четыре ученика Римского-Корсакова: Максимилиан Штейнберг (учитель Шостаковича), Николай Черепнин, Александр Гречанинов и Игорь Стравинский. Все они получили великолепную школу композиторского мастерства, в частности оркестрового письма, а двое из них приобрели особую известность благодаря хоровой музыке.
Гречанинов и Черепнин оставили ряд выдающихся произведений для хора a cappella, прежде всего духовных; активное обращение к этой области творчества было обусловлено сотрудничеством композиторов с ведущими хоровыми коллективами. Так, Гречанинов писал духовную музыку в расчете на исполнительские силы Московского Синодального хора, а Черепнин хорошо знал нужды церковного пения, будучи преподавателем Придворной певческой капеллы.
Оба вошли в число главных представителей нового течения в русской церковной музыке, вышедшей из храмов в концертные залы. Но если Шесть песнопений вечерни Черепнина утвердились в хоровом репертуаре, то Два еврейских псалма Гречанинова, созданные в Нью-Йорке в начале Второй мировой войны, не исполнялись в России до настоящего времени.
Вечер романсов Николая Черепнина прошел в Московской консерватории
Особняком стоит в программе хоровой цикл «Страстная седмица» Штейнберга – многострадальное сочинение, которому пришлось ждать премьеры почти целый век. Это единственное духовное произведение композитора и последний духовный опус, созданный в СССР перед началом гонений советской власти на церковь и запретом на исполнение церковной музыки. Долгие годы ноты «Страстной седмицы» переходили из рук в руки; лишь в 2014 году состоялась мировая премьера цикла, а в 2016 – российская.
К жанрам духовной музыки обращался и Стравинский – композитор, который большую часть жизни провел вдали от России, однако всегда считал себя русским человеком и православным христианином.
Три духовных хора без сопровождения на церковнославянские тексты православного обихода были завершены им в 1934 году, а в 1949 году композитор сделал редакцию сочинения с латинским текстом. Стравинский выбрал три главные молитвы, заповеданные Серафимом Саровским для первоочередного чтения как суть «основания христианства», и выстроил форму в традиционных рамках русской хоровой классики.
В нынешнем сезоне тема Musica sacra nova – «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность». Это и идеи русского космизма и мессианских синкретических поисков (Скрябин и постскрябинисты Обухов и Вышнеградский), и искания пионеров модерна в области «гипноза ритмо-форм» (Стравинский, Лурье), обращение к старинным русским распевам (Штейнберг) и приверженность экуменическим тенденциям (Гречанинов), символизм и христианские церковные песнопения (Ляпунов) и идеи синтеза искусств русского модерна (Черепнин), близкие не только отечественным авторам, но и таким ярчайшим представителям национальных культур, как Шимановский и Чюрлёнис, также являвшимся полноценными участниками российского культурного процесса.
В рамках параллельной программы цикла проходят концерты абонемента «Лаборатория Musica sacra nova» в Камерном зале; три из них посвящены камерным сочинениям XX–XXI веков, еще один – образцам духовной хоровой музыки a cappella с XII века до наших дней. В концертах принимают участие лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также недавно образованные коллективы – Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus.
Издательство Ивана Лимбаха выпустило книгу Николая Каретникова “Темы с вариациями”
Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.
Пресс-служба Московской филармонии