Маэстро Луц Лесковиц приехал в Стерлитамак не один: вместе с ним по нашей стране гастролирует уникальный музыкальный инструмент – скрипка Страдивариуса «экс-Прихода», изготовленная великим мастером в 1707 году.
Блистательно исполнив в первом отделении сольную партию в концерте для скрипки с оркестром ми минор Мендельсона, австрийский музыкант в антракте согласился ответить на несколько наших вопросов.
– Господин Луц, что вы чувствуете, когда берёте в руки скрипку Страдивари? Какой у неё характер – послушный, капризный, неукротимый?
– Когда я беру её в руки, то испытываю такое чувство, будто прижимаю к себе прекрасную женщину. Я играю на этой скрипке с 1975 года, почти сорок лет мы вместе, а это уже почти как женитьба. И каков бы ни был её характер, моя любовь к ней неизменна.
– Какую музыку вы любите исполнять больше всего?
– Если я играю музыку, значит, я её люблю. Это может быть абсолютно любая музыка – Вивальди, Шостакович, Лигети, Бетховен…
– Есть ли что-то в мировом классическом репертуаре, чего вы не сыграли, но очень хотели бы сыграть?
– О, в мире написано столько прекрасной музыки для скрипки, что и пяти жизней не хватит на то, чтобы её исполнить!
– Как вы относитесь к проектам, благодаря которым жители не только крупных городов России, но и регионов могут наслаждаться игрой исполнителей самого высокого уровня?
– Это прекрасно, это фантастика! Я слышал, что в вашем городе нет симфонического оркестра. И это замечательно, что музыкальные коллективы Уфы могут приезжать сюда с концертами и приглашать известных отечественных и зарубежных солистов и дирижёров.
– Как вам игралось с оркестром театра оперы и балета?
– Знаете, с самого первого момента у нас с уфимским оркестром возник контакт, установились доверительные отношения. И концертмейстер, и дирижёр выше всяких похвал. Я убеждён: как только на репетициях начинаются какие-то недомолвки, споры, так сразу кончается музыка. Тогда лучше вовсе не играть вместе.
– Как вам наша публика?
– Замечательно! Увидев в зале восемьдесят процентов молодых людей, я понял, что у вашей страны большое будущее. Когда я выступаю со своим оркестром в Австрии, в зале в основном – пожилая публика. Думаю, у вас прекрасные учителя, ведь дети сами на концерт не пойдут.
– Почему вы играете на скрипке с закрытыми глазами?
– О, я, конечно, не сплю! (смеётся – М.В.). Пятьдесят лет назад, когда мне было двадцать или двадцать один год, после одного из моих выступлений в Вене известный венский критик написал: «Луц стоял на сцене с закрытыми глазами и мечтал». Это просто такая манера, я всю жизнь так играю.
Марина Воронова, “Стерлитамакский рабочий”