Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов впервые выступят в Минске.
Концерт этого оперного и семейного дуэта, известного во всем мире, состоится 10 февраля во Дворце Республики.
Звездную пару в Минск привезет фестиваль “Владимир Спиваков приглашает”. Сам маэстро Спиваков будет дирижировать на этом концерте Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь.
А 15 февраля 2018 года на сцене Большого театра Юсиф Эйвазов впервые споет партию Германа в опере “Пиковая дама” Чайковского в премьерной постановке Римаса Туминаса.
– Вы впервые будете выступать в Минске, причем не в оперном театре, а на сцене Минского Дворца Республики. Есть ожидания на этот счет?
– Дело не в том, где именно выступать – Лондон, Петербург или Минск, – мы везде выкладываемся по полной. Программа концертов всегда очень насыщенная.
Мы приедем в Минск на фестиваль Владимира Спивакова – замечательного музыканта. Каждая встреча с маэстро – своего рода музыкальный праздник. А помимо сотрудничества нас связывают с ним и с его супругой Сати теплые дружеские отношения.
Для нас с Аней такие “двойные сольные” концерты, какой будет в Минске, – большое счастье. Мы настолько хорошо знаем и чувствуем друг друга, что, когда мы вместе, у нас все получается очень легко.
– Вы едете в Минск после своего триумфального дебюта на сцене Ла Скала, где впервые спели в “Андре Шенье” Джордано?
– После этого действительно уже ничего не страшно. Даже недоученная “Пиковая дама”.
Опера “Андре Шенье” не шла в Скала 32 года! Последний раз ее исполнял там не кто-нибудь, а сам Хосе Каррерас, а во втором составе был Никола Мартинуччи.
В этой опере тенор почти все время на сцене, что очень трудно, поэтому в мире сегодня единицы певцов, исполняющих партию Андре Шенье. Для меня эта партия стала очень важной ступенью в карьере.
К тому же страшнее публики, чем в Ла Скала, ничего быть не может. Там обитают не очень здоровые меломаны, которые ведут свою “политику”.
Я понимал, что ситуация непростая, что готовится скандал, что это событие, которое будет освещаться во всем мире. Но я постарался отбросить все ненужные мысли и сконцентрироваться на подготовке, чтобы уменьшить эти шансы провала, к которому был теоретически готов.
Даже журналисты, как только занавес в Скала закрылся, откровенно признались: не думали, что у вас получится. А когда на следующий день после премьеры вышли статьи в центральной прессе, оказалось, что у меня был настоящий триумф.
Статья в итальянском журнале Il Giorno называлась “Тенориссимо убедил всех”. Ни разу за восемь спектаклей не было никаких провокаций. Мне было очень приятно получить поздравления от выдающихся коллег и дирижеров со всего мира.
– Сейчас вы с Анной будете выступать в Беларуси и России, причем и в спектаклях, и с концертными программами. У вас новая серьезная премьера – дебют в партии Германа на сцене Большого театра в Москве?
– Я чуть было не отказался от участия в “Пиковой даме”. Сначала думал, что начну учить партию Германа в сентябре, после своих спектаклей в Зальцбурге. Оставил себе для этого три свободных недели. Дальше у нас начинался большой концертный тур с Аней.
Но внезапно Марсело Альварес отказался от “Трубадура” в Вене на открытии сезона, и мне пришлось петь там четыре спектакля. Тогда я взял с собой клавир “Пиковой” в концертный тур.
Однако мы перелетали от Дубая до Японии, до Мельбурна и Новой Зеландии, практически каждый третий день находясь в полете, и у меня не оказалось физических сил открыть клавир. А в голове гвоздем уже сидел “Андре Шенье”, в котором я должен был дебютировать с Аней в Ла Скала.
Готовить “Пиковую” вместе с партией Шенье было уже совсем невозможно. Одно дело, если поешь в “Аиде” Верди, а тебе надо учить “Бал-маскарад” – композитор и стиль один. Но если ты поешь Шенье и тут же надо петь Германа в “Пиковой даме”, это как Краснодар и Вена или Новосибирск и Париж: не только музыка другая, но голос другой, тесситура другая, язык другой.
– Как же вы решили этот вопрос?
– После премьеры “Андре Шенье” в Милане я позвонил директору Большого театра Владимиру Урину и сказал:
“Я не смогу петь Германа, не успею выучить. У меня был стресс. Простите меня, велите миловать, не велите казнить”.
Он мне ответил:
“Дорогой Юсиф, я все прекрасно понимаю, догадываюсь, что ты там пережил, но отпустить не могу. У нас четыре спектакля “Пиковой дамы” подряд, и одного состава мне будет мало, не подводи меня! Мы тебе все поможем”.
Пришлось согласиться. Я должен сказать, что нахожусь в полнейшем восторге от режиссера Римаса Туминаса – это гениальный человек. Я счастлив, что не отказался, потому что для меня репетиции с ним – это мастер-класс великого человека и педагога. Он настолько просто все объясняет, с ним настолько легко! Я теперь уверен, что спою, и, может быть, даже неплохо.
Владимир Дудин, rg.ru