Легендарный израильский скрипач, альтист, дирижер и педагог Шломо Минц принял участие в международном фестивале Vienna Classic Strings, организованным Европейским Фондом Поддержки Культуры.
Музыкальное событие состоялось в мае 2019 года в Австрии. Выступления музыканта прошли в Музикферайне (Вена) и в Моцартеуме (Зальцбург), где маэстро исполнил произведения современного американо-мальтийского композитора Алексея Шора.
В интервью журналу «Мальтийский Вестник» выдающийся музыкант современности рассказывает о своем отношении к прошлому и будущему классической музыки.
— Какие моменты в Вашей жизни можно назвать переломными, особенными? Если выбрать несколько самых ярких воспоминаний, то какими они могли бы быть?
— Мой концертный дебют, который состоялся, когда мне было 11 лет: я выступил с Израильским филармоническим оркестром (Israel Philharmonic Orchestra), затем ярким моментом я бы мог назвать выступление с Питтсбургским симфоническим оркестром в Карнеги-Холле, когда мне было 16.
Кроме того, знаковым событием для меня стало поступление в школу Джуллиард в Нью-Йорке (США). Эти моменты я, наверное, мог бы назвать поворотными в моей судьбе.
— C какими выдающимися личностями из мира классической музыки Вы пересекались и могли бы назвать эти встречи знаковыми?
— Я счастлив, что на моем пути встретилось множество выдающихся музыкантов. В частности, я бы отметил такие имена как Серджу Челибидаке и Юджин Орманди.
Мне очень запомнилась работа с Пинхасом Цукерманом и, конечно, встреча с выдающимся музыкантом и педагогом Ицхаком Перлманом подарила незабываемый опыт.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашем проекте “Скрипки надежды”? Как он возник, в чем была его цель?
— Это особенный проект, который основан на том, что мы собираем музыкальные инструменты людей, которые погибли во время Холокоста, и музыка, исполняемая на них, продолжает рассказывать нам о той трагедии. На сегодняшний день в этой коллекции 45 струнных — скрипки, альты, виолончели
Смысл проекта “Скрипки надежды” заключается в том, чтобы дать молодому поколению знание о жутких событиях, которые пережило человечество, и понимание того, что они никогда не должны повториться.
— Вы судили конкурс королевы Елизаветы в Бельгии и конкурс Чайковского в России, а также чуть ли не все конкурсы мира. Как, по Вашему мнению, конкурсные испытания влияют на карьеру музыканта?
— Конкурсов становится все больше и больше, и это, на самом деле, трудность для молодого поколения музыкантов. Нужно быть конкурентоспособным, при этом нужно понимать в каком конкурсе стоит принять участие, какое из музыкальных состязаний действительно может вывести тебя на концертную сцену.
Мне кажется, что мы должны придумать какой-то другой концепт, для того, чтобы молодые музыканты могли начать карьеру, и лучшими должны быть признаны те, кто действительно этого заслуживает.
— Если бы Вы могли дать совет самому себе — двадцатилетнему — каким бы он был?
— Я бы постарался заводить больше полезных связей в мире музыки. Когда мне было двадцать лет, я был очень наивен и не понимал, как важны контакты, поэтому предпочитал больше времени уделять репетициям и оттачиванию своих навыков.
К сожалению, современность такова, что просто быть талантливым недостаточно: важно оказаться в нужное время в нужном месте, и молодым музыкантам нужно научиться приспосабливаться к новой реальности.
— В рамках фестиваля “Vienna Classic Strings” Вы исполнили произведение современного американо-мальтийского композитора Алексея Шора. Какой Вы видите его музыку?
— Алексей Шор — прекрасный композитор, произведения которого представляют неоклассический стиль. Это наиболее точное определение, которое я бы мог дать его творчеству.
Это очень трудно — сочинять музыку, учитывая, что так много прекрасных произведений уже было создано. Но Алексей Шор делает прекрасную работу и представляет оригинальную музыку, которая не повторяет ничего из уже сделанного, его творчество индивидуально.
— В Австрии состоялось Ваше первое сотрудничество с Европейским Фондом Поддержки Культуры. Насколько нам известно, у вас несколько совместных проектов впереди: Израильский музыкальный фестиваль и концерт в Казахстане. Как Вы оцениваете деятельность Фонда? Чем значимы для вас эти события?
— Оценивая работу, которая уже сделана Европейским Фондом Поддержки Культуры в сфере классической музыки, я могу сказать, что она очень значима. Это настоящий вызов в современном мире: вернуть людей в залы на концерты классической музыки, и Фонд принимает этот вызов.
Я могу выразить сердечную признательность за эту деятельность, и пожелать представителям Европейского Фонда Поддержки Культуры успехов на этом поприще.
— Как изменилась жизнь музыканта в современном мире и как изменилась публика?
— Современность демонстрирует нам очень сильные перемены: очень мало информации о классической музыке распространяется в наши дни. Вместе с тем, я бы сказал, что жизнь классического музыканта сейчас очень трудна и она может стать еще труднее, поскольку в мире наблюдается тенденция сокращения финансирования и поддержки. Поэтому, главной остается задача рассказывать о мире классической музыки как можно большему количеству людей.
В прошлом классической музыки есть ошибка: она была слишком эксклюзивной, доступной только высшему обществу. Это нужно менять, и нужно привлекать как можно большее количество молодежи в концертные залы.
Шломо Минц: “Сегодня люди больше слышат глазами, чем видят ушами”
— Что, кроме музыки, занимает особое место в Вашей жизни? Есть ли моменты, когда Вы можете предаться праздной неге или любая минута наполнена деятельностью?
— Мне нравится быть с моей семьей, моими друзьями, также, я люблю спорт. Кроме того, я люблю пополнять багаж собственных знаний: процесс самообразования в наше время доступен благодаря интернету. Все это делает мою жизнь наполненной смыслом.
— Есть ли литературные герои (произведения), которые повлияли на вас?
— Возможно, я бы мог обратиться к Дон Кихоту – герою Сервантеса.
Известно, что фигура Дон Кихота – рыцаря, стремящегося защищать несправедливо обиженных и сражаться со злодеями во имя прекрасной дамы, неоднократно встречается и в произведениях других авторов, словно он путешествует сквозь время, и у этого образа множество интерпретаций, но, вместе с тем, главный смысл существования Дон Кихота неизменен: стремление бороться со злом во имя прекрасных, пусть порой и недостижимых, идеалов.
— В современном мире любят составлять списки целей: “10 мест, которые надо посетить”, “100 вещей, которые нужно сделать в жизни”. У вас есть такой список? Как Вы относитесь к подобному целеполаганию?
— У меня нет такого списка, я не собираюсь считать моменты и представлять самые лучшие события, которые могут случиться в будущем. Нужно существовать в прекрасном настоящем, что я и стараюсь делать.
7 фактов о Шломо Минце
- Шломо Минц родился в Москве, его семья переехала в Израиль, когда он был ребенком.
- Впервые он взял в руки скрипку, когда ему было 3 года. В 9 лет Минц был представлен всемирно известному педагогу Исааку Стерну. Стерн сыграл решающую роль в его музыкальной карьере. В 11 лет Шломо Минц дебютировал как солист Израильского филармонического оркестра.
- Основой репертуара Минца являются произведения классической скрипичной музыки, включая самые сложные с точки зрения техники сочинения. Минц — первый в Израиле исполнитель всех 24-х каприсов Н. Паганини
- Шломо Минц – не только скрипач, он еще альтист и дирижер.
- Минц – почетный доктор университета Бен-Гуриона в Беэр-Шеве. Выступает в качестве председателя жюри престижнейших конкурсов от Англии и России до Японии.
- Лауреат международных конкурсов, обладатель престижных международных премий, в том числе премии Музыкальной академии «Кильяна» в Сиене, премии «Золотой диапазон» за выдающиеся музыкальные достижения, а также премий «Эдисон» и «Гран при дю диск» за ряд звукозаписей.
- Шломо Минц – один из организаторов акции «Скрипки надежды». Около 45 скрипок, которые принадлежали музыкантам, погибшим в Холокосте, были отреставрированы и зазвучали на концертах в мировых столицах.
Редакция журнала «Мальтийский Вестник»