Грузинский мужской хор “Мдзлевари” стал “сердцем программы” VI Байкальского Рождественского фестиваля, который прошел в Бурятии с 27 декабря 2014 года по 13 января 2015 года. О том, чем порадовал традиционный фестиваль любителей классической музыки, и что нового готовит Бурятская филармония для публики, рассказала художественный руководитель Наталья Уланова.
– Наталья, чем нынешний Байкальский Рождественский фестиваль отличался от предыдущих?
– Как и всегда, новой программой, новыми эмоциями и встречами. В этом году для традиционного открытия фестиваля в Костеле к нам приехал органист из Польши Дариуш Бонковски-Коис, он исполнял по-настоящему Рожественскую программу в лучших католических традициях, чего давно не было на фестивале. Кроме того, он проректор Музыкальной академии в Кракове, обладатель четырех дипломов, и общение с ним было не менее ярким и познавательным, чем его игра на органе.
Традиционно бывает вечер романсов. Но в этом году мы впервые посвятили его романсам Чайковского. Причины тому две – 175 лет со дня рождения композитора в 2015 году, а также знакомство с солистами Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Натальей Петрожицкой и Дмитрием Зуевым, которые в 2014 году на фирме “Мелодия” записали диск “Чаковский. Романсы”, получивший прекрасные отзывы среди музыкальных критиков.
– Однако на концерте они исполняли не только романсы Чайковского. Как их восприняла публика?
– Действительно, во втором отделении Наталья и Дмитрий исполнили дуэты из опер Моцарта, Пуччини, Леонкавалло, а закончили снова Чайковским – финальной сценой из “Евгения Онегина”. Это было наше пожелание, так как нам хотелось, чтобы столь талантливые исполнители не ограничивались только камерным жанром романсов, а представили свое мастерство во всей красе. Артистам, конечно, было не просто в одном концерте переключаться с романсов на оперу, да еще разную по стилям исполнения.
Но публика была просто очарована. Во-первых, это блестящие вокалисты, во-вторых, прекрасные артисты, и наконец, они пели не ноты, а музыку! А музыка – это всегда о внутренней жизни, не о внешней. И каждый человек на концерте, я уверена, находился в своем внутреннем путешествии и поэтому некоторые в зале не могли сдержать слез….
– Чайковскому вы посвятили еще один концерт в программе фестиваля…
– Да, это был первый фортепианный концерт Петра Ильича, который исполнил наш земляк, 26-летний Дмитрий Маслеев вместе с симфоническим оркестром Монгольского академического театра оперы и балета. Это, кстати, одна из особенностей Байкальского Рождественского фестиваля – “Made in Улан-Удэ”. То есть, в одном концерте, мы соединяем артистов, которые никогда раньше вместе не играли. Несмотря на один день совместных репетиций, они справились с задачей, и концерт прозвучал на достойном уровне.
– А как вы оцениваете выступление монгольского оркестра с хором, которое состоялось на день раньше на сцене Оперного театра под названием “Монголия. Опера. Гала”?
– Для нас это знаковый концерт, потому что Монгольский академический театр оперы и балета не был в Бурятии в таком составе более 20 лет. Солистов монгольской оперы мы периодически слышим, а вот оркестр и, тем более хор, это редкая возможность. К счастью осенью отменили визы, и мы сразу же воспользовались моментом и пригласили такой большой состав артистов. Что касается оценок, то мы в который раз убедились, что в Монголии просто залежи золотых голосов, они имеют возможность выбирать из лучшего лучшее.
– Как возникла идея пригласить на рождественский фестиваль хор из Грузии?
– Эта мысль давно зрела в моей голове. Кстати, в прошлом году мы вели переговоры, чтобы пригласить Нани Брегвадзе, но она не смогла приехать. Но грузинское мужское пение каждый раз, когда я его слышала, уносило меня в небеса. Не зря же ЮНЕСКО признало грузинскую песню шедевром устного нематериального наследия. Кроме того, Грузия – это давняя моя тайная привязанность, еще со школы. Я восхищалась Царицей Тамарой, которую называли царем, она была для меня идеалом женской красоты, ума и власти. Про ее демоническую сущность прекрасно написал Лермонтов. А репродукция Врубеля с ее изображением висела у меня над кроватью вместе с его же “Демоном”.
Потом, Грузия – это прекрасная древняя культура, картины Пиросмани, фильмы Параджанова, которыми я восхищаюсь. Вообщем, это давняя мечта. Но меня сдерживали сомнения, куда лучше пригласить мужской грузинский хор на этнический фестиваль “Голос кочевников” или на классический “Байкальский рождественский”. Но когда я увидела хор “Мдзлевари” на пасхальном фестивале Гергиева, все же решила, что на “Рождественский”.
– Ожидали, что будут полные залы?
– Нет. Когда переговоры велись, и артисты сказали, что ради одного концерта не хотят так далеко лететь, мы с коллегами посоветовались и решили рискнуть и сделать два концерта в Улан-Удэ. Конечно, были опасения, что два дня мы не соберем публику. Но в итоге мы ставили приставные стулья в зале, потому что все билеты были проданы
– Как думаете, с чем связан такой интерес к грузинскому коллективу со стороны нашей публики?
– Во-первых, еще никогда в Бурятии не выступал грузинский мужской хор. Во-вторых, люди соскучились по настоящему искусству без мишуры. Возможно, какая-то ностальгия по Союзу, когда было 15 республик – 15 сестер. И потом, не одна я такая умная Грузию люблю. Все ее любят!
– Какие впечатления у грузин оставили концерты в Улан-Удэ?
– Они были поражены нашей публикой. Говорят, что так, как в России, их нигде не принимают, хотя они объездили полмира. Европейская публика сдержанная, а наша просто готова съесть артиста, если он ей нравится. Артисты чувствуют любовь зрителей. Кроме того, они остались довольны работой организаторов, благодарили за гостеприимство. Ведь это тоже для артистов важно — в каких условиях живут, вовремя ли их встретили, выполнили ли райдер. Но иначе и быть не могло, коллектив Бурятской филармонии справился с работой на “отлично”. Все большие молодцы!
– Организация таких больших мероприятий, как Байкальский Рождественский фестиваль сопряжена со многими сложностями…
– Сложности есть в любой работе. Но если работа тебе в радость, то ты их не замечаешь.
– А ваша работа вам в радость?
– Конечно, я же люблю ее! Ты находишь артиста, слышишь его музыку и влюбляешься в нее. Это как с человеком — когда ты в кого-то влюбился, ты только и делаешь, что думаешь о нем, тебе хочется его бесконечно видеть, слышать, и рассказывать о нем всему миру, чтобы мир узнал, какой он прекрасный и тоже полюбил. То же самое и здесь: мы хотим показать людям самую прекрасную музыку мира, для того чтобы они почувствовали себя счастливыми, пусть хотя бы на время концерта. А с таким посылом все решается само собой. Появляются какие-то силы, разрешаются проблемы, раскрываются таланты сотрудников филармонии — каждый на своем посту делает свое дело, и делает его хорошо.
– Сколько людей посетили концерты фестиваля?
– Более трех тысяч человек. В Улан-Удэ было шесть концертов и один в Северобайкальске.
– Почему именно Северобайкальск?
– Потому что это самый далекий уголок нашей республики, север, туда добраться очень сложно. Это было решение министра культуры Тимура Цыбикова, его политическая воля, что Байкальский Рождественский фестиваль должен заканчиваться в Северобайкальске. И жители этого города и района ему за это очень благодарны, что в новогодние каникулы он им устроил такой праздник.
– В соседнем Иркутске есть традиционный фестиваль “Рождественские встречи с Мацуевым”, который проходит примерно в то же время, что и фестиваль в Улан-Удэ. Возможно ли, что когда-нибудь Мацуев приедет с концертом и в Бурятию?
– Отвечу так: мы работаем над этим. Мы думаем и про то, чтобы фестиваль “Звезды на Байкале” хотя бы часть программы представлял и в Улан-Удэ. Но все пока упирается в бюджет, которого у нас на “Звезд” нет. Но зато по сравнению с Иркутском, который гремит одним фестивалем, у нас гораздо белее насыщенная культурная жизнь. Здесь очень много всего происходит, благодаря, прежде всего, энергии и таланту министра культуры Тимура Цыбикова, его открытому сознанию и способности поддерживать интересные идеи и предлагать кучу своих.
Про “Голос кочевников” скажу, что его программа зачастую интереснее, чем у многих подобных фестивалей в России. Но мало кто об этом знает. Но уже сегодня стали писать люди и спрашивать, когда пройдет фестиваль, потому что свои отпуска они подстраивают под фестивали в Бурятии, такие как “Голос коченвиков” и “Ночь Ехора”.
– Чем Бурятская филармония порадует публику в ближайшее время?
– Мы готовимся к проекту, который называется “Классика на Байкале. Музыка без границ”. Впереди у нас “Барочный март”. Мы посвятим месяц музыке барокко. 6 марта будет первый концерт с участием камерного оркестра Новосибирской филармонии и прекрасной дивы Вероники Джиоевой. Также в марте у нас будет концерт “Голоса Ангелов”, на котором выступит ансамбль “Pratum Integrum” из Москвы и две солистки Евгения Бургойне из Испании и солистка Пермского театра оперы и балета Наталья Кириллова. Это будет не концерт, а акустический рай.
Кроме того, зрители вновь смогут услышать Молодежный камерный оркестр Бурятии под руководством дирижера Владимира Ткаченко, концертом которого в этом году завершился Байкальский рождественский фестиваль. Это было великолепное выступление после которого публика долго аплодировала и не хотела уходить. Многие подходили и говорили: Спасибо! И поверьте, дороже этих слов для меня ничего нет.