24 июня 2015 в пресс-клубе XV Международного конкурса им. Чайковского состоялась встреча с членом жюри, пианистов Питером Донохью.
К сожалению, мы пропустили эту встречу, однако в аккаунте на Facebook журналиста Натальи Зимяниной опубликовано несколько цитат (перевод не наш, а источника), которые мы предлагаем вашему вниманию.
– Как проходила встреча членов жюри с пианистами, которые не прошли во второй тур? Все ли члены жюри пришли?
– Многим членам жюри не нравится сама идея. Для меня это тоже сложный вопрос. Из пяти, с которым я должен был встретиться, я троим поставил «да».
Я не знаю, все ли члены жюри встречались с пианистами. Москва – большой город, русские члены жюри живут далеко, и им трудно было приехать. Хорошо, что непрошедшим участникам была предъявлена таблица с голосованием. Но нули в них, проставленные в один ряд, очень психологически действуют.
Есть большая разница между иностранными членами жюри и профессорами Московской консерватории. Я, например, вижу, кто где в чем недотягивает, кому чего не хватает до прекрасного исполнения. Российские же члены жюри судят по-другому: у них либо все ужасно, либо все прекрасно.
Мы с Овчинниковым в 1982 году разделили вторую премию (первая не присуждалась), и теперь я знаю, что одному советскому члену жюри категорически не понравилась моя Соната Листа. Кстати, я потом записал ее и получил Гран-при.
Конечно, легче судить, если только «любить» или «ненавидеть»… Может быть, я предложу объяснить членам жюри правила голосования. Иначе так называемый «средний балл» не имеет смысла. Получается нечто неожиданное.
– На первом туре голосование было по системе «да»/«нет». На втором туре две части. Как вы будете выставлять оценки?
– Никакой системы нет. Перед заседанием нам дают инструкции. Может быть, и сейчас дадут (дело было перед началом 2-й части 2-го тура. – Н.З.). Исполнение Моцарта может принести неожиданные результаты. Из 12-и человек, прошедших во второй тур, лишь пять тех, за кого я голосовал. А семерых из тех, что играют сейчас на втором туре, я бы не пустил.
После публикации этого материала пресс-секретарь Конкурса Анна Касаткина пересказала следующую фразу Питера Донохью следующим образом:
“Питер критиковал систему судейства на прошлом Конкурсе и говорил, что они (жюри) не понимали каким образом получался тот или иной результат. И объявление тех, кто проходил на следующие туры Конкурса всегда было для жюри сюрпризом и они не понимали, как это считается. Сейчас – все наоборот и система подсчетов ясна”.
– Если бы верный был бы подсчет, возможно, Лубянцев прошел бы в третий тур?
– Нет, не дошел бы до второго.
– Один из членов жюри преимущественно спит на прослушиваниях, что хорошо было видно в трансляции. Как же так?
– Даже более молодым членам жюри бывает нелегко. Впрочем, если вы профессионал, то иногда можно по первым трем секундам составить мнение, как играют. А тогда можно дальше и поспать.
ClassicalMusicNews.Ru