70-летие отмечает в этом году Нижегородская государственная академическая филармония имени М. Л. Ростроповича.
Ее прошлое и настоящее насыщено интереснейшими музыкальными событиями, по интенсивности концертной жизни Нижний Новгород занимает одно из первых мест в стране, филармония была удостоена звания победителя в конкурсе “Окно в Россию” в 2002 году.
О секретах такого успеха, о буднях и праздниках филармонии рассказывает ее директор и художественный руководитель, лауреат премии “Общественное признание”, кавалер французского ордена Академических пальм Ольга Томина.
– В этом году филармония празднует солидный юбилей. Расскажите, а с чего все начиналось?
– В нашем архиве сохранился приказ №1 от 1 декабря 1937 года, где по распоряжению областного Управления по делам искусств местное концертно-гастрольное бюро и оркестр Радиокомитета считаются объединенными в одну организацию – Горьковская областная филармония.
Однако наша филармония питается от мощных корней ХIХ века, когда именно в Нижнем Новгороде впервые в России были открыты бесплатные классы Русского музыкального общества, Балакирев организовывал благотворительные симфонические концерты, проходили знаменитые ярмарочные сезоны, художественно-промышленные выставки, куда привозились и лучшие образцы искусства, приезжали оперные труппы, в том числе Частная Опера Мамонтова, открывшая миру Шаляпина.
Все это сеяло свои зерна на благодатную почву, из которых выросли многие направления деятельности филармонии – фестивали, бесплатные летние сезоны симфонических концертов, куда приходят тысячи горожан. Нижегородская земля богата не только историческими событиями, но и культурными традициями.
– Уже несколько лет филармония носит имя Мстислава Ростроповича. Какую роль сыграл в жизни города этот артист?
– Трудно поставить кого-то еще рядом по влиянию, которое оказал Мстислав Леопольдович на культуру Нижнего Новгорода. Благодаря ему в нашем городе состоялся первый в России музыкальный фестиваль. Это был июнь 1962 года. Мстислав Леопольдович приехал сюда к своему другу, недавно назначенному на пост главного дирижера, Израилю Борисовичу Гусману и предложил сделать фестиваль.
Гусман горячо поддержал эту идею, тогда как в Москве Ростропович не нашел понимания. Да и вообще в то время россияне ассоциировали фестиваль с общественно-политической акцией – Международным фестивалем молодежи и студентов, прошедшим в 1957 году. Так что понятия “фестиваль” и “музыка” мы тогда не соединяли, хотя во всем мире это было распространено. Идея была дерзкая, почти революционная не только для Нижнего Новгорода, но и для России.
Впервые прозвучали фрагменты из “Катерины Измайловой” Шостаковича, сочинения Барбера, Бартока, Хиндемита, Бриттена, Вила-Лобоса, Герстера. Ростроповичу удалось, несмотря на то что Горький был закрытым городом, привезти к нам Вана Клиберна!
Этот фестиваль преобразил наши представления о современной музыке и заставил переосмыслить суть происходящих событий. По его инициативе и поддержке затем состоялся первый и единственный в России прижизненный фестиваль Шостаковича при полном молчании правительства и коллег-композиторов.
Именно Ростропович разбудил такой азарт и интерес к пропаганде всего нового, что происходит в искусстве наших дней. И потому в Нижнем Новгороде до сих пор сохраняется интерес ко всему, что связано с современной музыкой. Сколько у нас состоялось премьер! И Шостаковича, и Хачатуряна, и Кабалевского, и Бриттена, и Щедрина, и Андрея Петрова, и Таривердиева, фестиваль-монография Альфреда Шнитке.
Целые абонементы посвящались творчеству современных российских и зарубежных композиторов. Нижний Новгород буквально бурлил, соперничая по значимости со столичными городами, пусть и не был таким респектабельным.
Расширялись филармонические контакты, развивался оркестр, и на сегодняшний день в его репертуаре – вся энциклопедия мировой классики и современной музыки. И в этом, конечно, большая заслуга необыкновенного, магического влияния Мстислава Ростроповича, и потому мы обратились к нему с просьбой разрешить филармонии носить его имя. Он сразу дал согласие. И мы с гордостью носим это имя: нас это не только обязывает, но и вдохновляет, вносит в нашу деятельность особый свет и радость.
– Кстати, о фестивалях, Нижегородский Сахаровский фестиваль является членом Европейской ассоциации фестивалей. Что вам это дает?
– Прежде всего это великая честь для нас – быть принятыми в сообщество самых знаменитых европейских фестивалей с многолетней историей, таких, как прославленные Зальцбургский или Эдинбургский. Фактически это официальное признание нашего фестиваля художественным явлением европейской значимости.
Вместе с тем огромный авторитет и рекламные возможности ассоциации подняли международный престиж нашего фестиваля и принесли ему широкую известность в десятках стран. Мы сразу почувствовали это при переговорах с именитыми музыкантами и, кстати, в привлечении финансовых средств.
– Филармония находится прямо в Нижегородском кремле. Правительство вас поддерживает?
– Все губернаторы – и Немцов, и Скляров, и Ходырев – всегда помогали филармонии. И нынешний губернатор Валерий Шанцев творит чудеса. Оркестру по первой просьбе было выделено 13 миллионов рублей на приобретение самых лучших музыкальных инструментов, сшили новые фраки и смокинги, купили новое оборудование. И троекратно увеличили зарплату!
Кроме того, сейчас принято решение о строительстве нового современного концертного зала. Он будет расположен там же, где и прежний, – на территории кремля, прямо у входа с центральной площади города.
– Как вы относитесь к новым формам существования концертных организаций, о которых шел разговор на недавнем музыкальном форуме в Москве? Будете ли вы переходить в режим автономного учреждения?
– Я отношусь к этому сдержанно, нахожусь в состоянии размышления и выжидания. На протяжении последних лет были приняты разные жесткие законы, реформирующие нашу деятельность, последствия которых не всегда были просчитаны. Непонятно, как будет проходить система социальных заказов и финансирования в таком беспокойном хозяйстве, когда даже на год вперед трудно планировать бюджет предстоящего фестиваля: кратно растут размеры гонораров, непредсказуемо дорожают услуги.
Не до конца выстроены взаимоотношения Попечительского совета и будущего руководства учреждения: сформулированы права, но не прописаны обязанности попечителей. Эти моменты широко обсуждались на форуме. Я всегда была сторонником всего нового, но только внедренного эволюционным, а не революционным путем. Неслучайно многие директора филармоний пока не готовы принять Закон об автономном учреждении. Хотя есть и горячие сторонники, и мы будем рады увидеть результаты их опыта и в случае успеха последовать их примеру.
Пока же скажу так: система филармонической жизни и структуры выстраивалась годами, и мне жаль ломать все в одночасье. Наша филармония работает стабильно, она никогда не была на иждивении государства, мы даже платим налоги на прибыль. У нас отлаженная система взаимоотношений с артистами, зрителями, есть своя аудитория, свои принципы и концепция деятельности. К тому же есть более насущные законы для культурной политики, например Закон о меценатстве. Быть может, стоило раньше заняться решением этой давно наболевшей проблемы?
– Как строится работа Нижегородской филармонии?
– Филармония развивалась в двух направлениях: эстрадном и академическом. Как выпускница консерватории, я свое сердце отдала классическому искусству, но не могу не вспомнить, что именно Нижегородская филармония открыла миру имя Валерия Леонтьева, у нас были очень хорошие эстрадные коллективы, “Времена года”, “Фантазеры”, “Хохлома”. Но главное русло было связано с академическими жанрами. Основа филармонии – симфонический оркестр, который, кстати, тоже отмечает в этом году 70-летие.
Хотела бы назвать замечательных артистов, растивших этот замечательный коллектив: Семен Лазерсон – первый дирижер симфонического оркестра, Израиль Гусман, сыгравший огромную роль в формировании “лица” Нижегородской филармонии. Многие оркестранты – профессора Нижегородской консерватории, которые выращивают поколения молодых музыкантов, пополняющих потом филармонический оркестр.
Наш главный дирижер Александр Скульский – блистательный музыкант, энциклопедист, очень талантливый дирижер, в руках у которого весь мировой симфонический репертуар. Он заведует кафедрой симфонического дирижирования, но при этом следит за всеми процессами на факультетах, где готовится будущая смена для нашего оркестра. И, отбирая лучших, пополняет коллектив.
Кроме симфонического оркестра, в филармонии работают гастрольный, литературный, камерно-филармонический отделы, “Филармония школьника”, ежегодно проводящие более 1500 (!) концертов.
– В чем вы видите миссию вашей филармонии?
– Главная задача – создание максимально широкого культурного пространства. Мы – своеобразные культурные ворота, через которые в Нижний Новгород попадают самые разные артисты, и тем самым нижегородцы – очевидцы происходящих в мире культурных событий. Это касается и композиторского, и исполнительского искусства.
Другая задача – просветительская, как взрослые абонементы, так и “Филармония школьника”. И поддержка нижегородского искусства, так как мы привлекаем местные хоровые коллективы (профессиональные и самодеятельные), народные и камерные оркестры, артистов театров – оперного и драматических, охотно участвующих в наших программах. У нас есть и камерные ансамбли – трио, квартеты, они существуют в составе симфонического оркестра, из его оркестрантов. Так что палитра творческих сил филармонии очень широкая.
Филармония – это современное “благородное собрание”, чистый источник, именно здесь сохраняется классическое искусство. Здесь пропагандируется истинное, а не пошлое. В этом – смысл деятельности филармонии.
Беседу вела Евгения Кривицкая, газета “Культура”