Среди множества разнообразных фортепианных конкурсов, за последнее десятилетие возникших в России, Скрябиновский занимает особую нишу: он направлен на пропаганду как музыки Александра Скрябина, так и русского фортепианного наследия в целом.
В Большом зале консерватории IV Международный конкурс имени Александра Скрябина подвел свои итоги, которые комментирует председатель жюри, народный артист России, профессор Михаил Воскресенский:
– Я всегда волнуюсь, когда начинается конкурс. Трудно играть Скрябина. Мы сейчас привыкли к боевито-спортивному характеру исполнения музыки, и молодые пианисты сосредоточивают свое внимание на Прокофьеве, Рахманинове. Для Скрябина тоже требуется темперамент, и огромный, но его музыка интересна также неуловимыми изменениями душевного состояния – от нежности до чувственности и страсти. Поэтому я всегда боюсь, чтобы наш конкурс не превратился в спортивное состязание: кто играет громче и быстрее.
К моему удовольствию, на всех четырех конкурсах удавалось этого избежать. Мне кажется, что среди 20 участников нынешнего конкурса было много талантливых людей. Не все они успешно себя показали. Конкурс есть конкурс.
В этом плане мне хочется вспомнить французскую конкурсантку Лору Грундман, которая на первом туре остановилась и, только повторив вторую часть 3-й сонаты Скрябина, вдруг себя мобилизовала и прилично отыграла остальную программу. Но прохождение на следующий тур стало для нее невозможным.
В идеале, конечно, хочется, чтобы конкурсант играл от тура к туру все лучше и лучше. Но в реальности так бывает не всегда. Конкурс – это большой марафон, где участники иногда выдыхаются. Между прочим, победитель прошлого конкурса, Андрей Коробейников, в финале устал и играл хуже. Но мы присудили ему Первую премию по таланту, по впечатлению от всех туров, и, как вы знаете, не ошиблись.
– Представьте лауреатов. По условиям конкурса это звание получают не только трое финалистов, но и участники полуфинала.
– Хотел бы отметить Инну Корнееву – лауреата Шестой премии, талантливую пианистку, чутко относящуюся к тексту Скрябина. Ей не повезло в полуфинале, где она не очень удачно играла си-минорную сонату Шопена. Возможно, сыграло роль то обстоятельство, что Инна впервые вышла на сцену Большого зала консерватории.
Даниил Трифонов, получивший Пятую премию. Думаю, у него есть будущее. Ему только шестнадцать лет, но он – сложившийся профессионал, у него все получается без проблем, из-за чего некоторые его трактовки показались несколько поверхностными. Но у него все еще впереди, и, надеюсь, что со временем он будет углублять свое видение музыки Скрябина.
Большую симпатию вызвала игра Артема Абашева из Казани, я даже видел его несколько выше при распределении премий. Он замечательно исполнял 8-ю сонату Скрябина и показал глубокое, проникновенное понимание стиля этого композитора. Да и в музыке других композиторов, например, во Второй сонате Брамса, он показался очень значительным артистом.
Если оценивать трех финалистов, игравших с оркестром, то ученик Станислава Иголинского, 22-летний Георгий Войлочников, лауреат Первой премии, – очень одаренный музыкант. Он изумительно играл на третьем туре и “Юмореску” Шумана, и произведения Скрябина, в частности, “Трагическую поэму”, соответствующую у него своему названию.
Дело в том, что “Поэма” написана в си-бемоль мажоре, и иногда конкурсанты ее начинали играть весело и энергично, и никакого трагизма не получалось. Чуть слабее Георгий Войлочников выглядел в финале, вероятно, потому, что не было никакого опыта игры с оркестром. Но все равно он продемонстрировал душевное и проникновенное исполнение Концерта Скрябина.
Обладателя Второй премии, Алексея Чернова, помню еще со второго конкурса, где он уже тогда прекрасно играл. Рад отметить, что за эти годы он вырос в большого профессионала и хорошего музыканта, с огромным опытом и великолепными виртуозными возможностями. Я с самого начала видел его в числе призеров.
Дмитрий Карпов, лауреат Третьей премии, поразил нас на втором туре, где замечательно играл “Благословение Бога в одиночестве” из цикла “Поэтические и религиозные гармонии” Листа. Эта медленная 18-минутная пьеса была им глубоко прочувствована и прозвучала очень красиво.
Потом он открыл для многих Сонату Станчинского. Считаю, что этот талантливый композитор незаслуженно забыт. Вообще, на втором туре конкурса можно играть Танеева, Метнера, Мясковского, Фейнберга, Станчинского, Ан.Александрова, Голубева – это наш золотой фонд, лежащий, увы, по преимуществу на полках.
– В этом году на конкурс приехало мало зарубежных участников. В чем причина?
– Первоначально было много заявок от иностранных пианистов, но на предварительном туре, где отбор шел по записям, многие оказались слабыми музыкантами, и мы не стали их отбирать. Прошли только трое – француженка, японка и пианист из Китая, который в итоге не приехал.
Быть может, для иностранцев программа, ориентированная на русскую музыку, трудна. Хотя еще на третьем конкурсе мы внесли некоторые изменения в программу, перенеся обязательную 5-ю сонату Скрябина в раздел поздних сонат на 2-м туре и добавив сочинения западноевропейских романтиков в полуфинал.
В этот раз у нас, к сожалению, получился российский финал. Зато у нас представительное международное жюри. Пианист и композитор Марчелло Аббадо, брат дирижера Клаудио Аббадо, Елена Лапицкая, профессор Высшей школы музыки и театра в Берлине, Хоакин Сориано, профессор Королевской консерватории в Мадриде, французский пианист Эжен Инджич, Ноель Флорес, профессор Венской консерватории, профессор Харухи Хата из Токийского университета. Россия представлена известным пианистом и педагогом Андреем Диевым.
– Есть ли у Конкурса имени Скрябина проблемы?
– Огромные! Федеральное агентство по культуре и кинематографии нас финансово не поддержало. А ведь конкурс – это дорогостоящее мероприятие, не дающее материальной прибыли.
И я бы очень хотел назвать компании “Полюс золото” и “AG Capital”. Без их средств конкурс просто бы не состоялся. Жаль также, что российские филармонии мало заинтересованы в поддержке лауреатов Скрябиновского конкурса.
Зато не могу не отметить неоценимую помощь Московской консерватории, безвозмездно предоставившей Малый и Большой залы для проведения прослушиваний, классы для репетиций, а также иную помощь.
Хотел бы также поблагодарить Симфонический оркестр театрально-концертного центра Павла Слободкина и его руководителя, дирижера Леонида Николаева, замечательно аккомпанировавшего Концерт Скрябина в финале.
Беседовала Евгения Кривицкая, газета “Культура”