Интервью со старейшим педагогом Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, легендой, учителем таких звезд балета, как Диана Вишнева, Ольга Смирнова и Ольга Есина.
— Когда вы берете новый класс, вам свойственно какое-то чувство страха, неуверенности от ответственности, которая возникает перед педагогом?
— Страха, конечно, нет. Есть огромное чувство ответственности перед детьми. Я всегда нахожусь в постоянном поиске, пока веду класс. Важно найти подход к каждому ученику, ведь у всех детей совершенно разные характеры и физические данные.
— Я часто слышу фразу: «Учениц Людмилы Валентиновны видно сразу». Как вы думаете, в чем отличие ваших девочек? И культивируете ли вы индивидуальность в них, потому что все ваши ученицы, которые стали балеринами, очень разные.
— Выявить индивидуальность у учениц для меня крайне важно. Даже если она глубоко запрятана. Мне интересно добиться максимального раскрытия личности. А как иначе?
Я не знаю… Вероятно, моих учениц видно по определенной манере движения. Это, возможно, стиль, присущий только моему взгляду. Это особый почерк. У каждого педагога он свой.
— Многие ваши ученицы, выпускаясь, в первый же год танцуют сложные спектакли – Ольга Смирнова, Кристина Шапран, Диана Вишнева. В чем ваш секрет, как вы готовите учениц, которые выпускаются готовыми артистами?
— Нет никаких секретов. Это сложный путь в течение всего обучения. Так получилось, что когда Диана еще училась на третьем курсе в академии, ее заметил Олег Виноградов и предложил мне подготовить с ней партию Китри в спектакле «Дон Кихот». Для меня было важно не изменить хореографию, с одной стороны, и проявить индивидуальность Дианы – с другой. Не скопировать и не создать «штамп». Вместе мы искали собственные интонации и варианты.
— Вы сильно волновались перед тем спектаклем, как это вообще было?
— С валидолом. Особенно сильно волновалась, когда выпускались моя дочь и Диана.
— Вы сказали про дочь, как вам хватает любви на всех, потому что о вас тепло всегда говорят все ученицы. Это значит, что вы умудряетесь и им дать любви, и своим детям.
— К сожалению, своим детям я уделяла гораздо меньше внимания. Но мы принимаем жизнь в предложенных обстоятельствах. К счастью, я со своими детьми очень близка.
— Каждые новые дети, новый класс, наверное, меняют вас каким-то образом. Оглядываясь назад, какое самое большое изменение в вас произошло?
— Человек постоянно меняется, растет, развивается, борется со своими недостатками. Педагог находится все время с молодыми. Надо разговаривать на их языке, понимать их, понимать, что с ними происходит, окружает. Они не дают стареть.
— Скажите пожалуйста, чего вы никогда не позволяете или не терпите в классе?
— Я не терплю уныния и разгильдяйства. Хотя даже разгильдяйство можно как-то приструнить. Но уныние – это ужасно, и когда нет веры в педагога или в себя. Вера должна быть обязательно!
— Он может быть не сильно способным, но если в нем есть какие—то определенные качества вы с ним работаете?
— Я работаю со всеми. Но если нет контакта с учеником, добиться результата труднее.
— Балет – очень несправедливая профессия, вы согласны?
— Главная несправедливость в том, что от детей порой не все зависит. Дети приходят усердненькие, хорошенькие. Они все звездочки. А потом многое решают физические данные. Кто-то поправился, кто-то не вырос. Это всегда очень болезненно и для детей, и для педагога. К сожалению…
— Вы как-то готовите своих детей к тому, что их ждет в театре?
— Все время, что я веду класс, я готовлю учениц к профессии. Самое основное, что я могу дать им для работы в театре, это выпустить профессионалов своего дела. У каждого человека в жизни будет «шанс» и надо быть к нему готовым.
— И никогда не переставать работать, да?
— Работать – наша профессия. Не только физически, но и духовно. Надо постоянно слушать музыку, учиться понимать ее, и тогда в душе будут рождаться образы, иначе вместо танца будет набор движений.
— Насколько нужно быть строгим педагогом?
— Кнут и пряник. Одного кнута не надо, это плохо. Кнут и пряничек, кнут и пряничек.
— Пятьдесят на пятьдесят?
— Нет, давайте пряника все же 70 процентов.
— Чего не хватает, на ваш взгляд, в нашем балете сейчас?
— Талантливых современных постановок. Ведь хореограф воспитывает и формирует сознание и вкус молодых исполнителей. Но при этом нельзя забывать про классический балет, который, несмотря на любые веяния, волнует и потрясает.
— У вас были моменты, когда ученицы зазнавались?
— У меня таких учениц не было. В школе очень правильное рабочее воспитание.
— Скоро будет выпускной концерт, и дальше они уже сами. Что вы чувствуете, когда уже все станцевали – поклоны, скорое расставание?
— Волнение за дальнейшую судьбу учениц. И, конечно, легкую грусть – столько всего пройдено…
— Скорее всего, они будут читать это интервью, что бы вы им пожелали?
— Балетная жизнь мимолетна. Красота нашего искусства быстротечна. Мечтайте. Дерзайте. Удачи вам. И не теряйте веру в себя.
Мария Хорева, ученица Людмила Валентиновны:
“Людмила Валентиновна очень молодая: у нее последний айфон, она понимает молодежный сленг, она вообще в теме современной жизни. В этом, наверное, один из секретов её мастерства и успеха в «производстве» балерин: Диана Вишнева, Ольга Смирнова, Кристина Шапран – её выпускницы. Добавлю еще несколько очевидных на взгляд её учениц фактов.
Первое: Людмила Валентиновна, безусловно, гениальна. Очень сложно понять почему, и, особенно, трудно иметь это в виду каждое занятие, каждую репетицию с ней. Забываешь – и качество урока падает почти до нуля, вспоминаешь – происходит контакт, и ты переходишь на совершенно новый уровень.
Второе: Людмила Валентиновна гениальна. Я только с ней поняла, что в балете можно добиться чего-то не через давление, а в результате сотрудничества, синергии. Я очень хочу пронести в свою взрослую жизнь все ее заветы и правила, я буду стараться опираться в своей работе именно на то, чему она меня научила.
Третье: Людмила Валентиновна гениальна. Она знает столько мелких деталей и нюансов, добавляющих в образ понятную всем эмоцию или подчеркивающих мысль движения, которую надо донести до зрителя, что в итоге позволяет получить результат, на порядки превосходящий простое исполнение балетной партии. Она учит тому, чтобы каждое движение было заполнено энергетически, большое внимание уделяет правильной подаче движения, чтобы танец был наполнен достоинством. Я думаю, ее секрет в том, что она может раскрыть своих учениц, находит рычаги для этого.
Я не просто благодарна ей, я должна признать, что нынешняя я – это стопроцентный её продукт. Спасибо, Людмила Валентиновна!”
Алиса Асланова, lapersonne.com