
Прошел уже почти год после последнего концерта Григория Соколова в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, состоявшегося по традиции в апреле 2018 года 4 числа. Близится уже следующий его концерт, назначенный на 22 апреля 2019 года, а я так и не сумел написать на него рецензию.
Напомню хотя бы его программу: три сонаты Йозефа Гайдна №№ 32, 47 и 49 в первом отделении и Четыре экспромта посмертного опуса Франца Шуберта – во втором.
И, как всегда в последние годы, щедрые бисы: Экспромт ля-бемоль мажор № 2 Шуберта, «Дикари» и «Перекличка птиц» Рамо, Мазурка ля минор ор. 68 № 2 Шопена, «Венгерская мелодия»» Шуберта.
Завершился концерт потрясающей, даже на общем фоне Соколова, прелюдией ор. 11 № 4 Скрябина.
У меня есть два коротких интервью музыкантов разных поколений: старше Соколова по возрасту музыковеда Леонида Гаккеля и молодого пианиста Мирослава Култышева, взятых сразу по окончании концерта.
— Леонид Евгеньевич не могли бы вы поделиться первыми впечатлениями от клавирабенда Григория Липмановича Соколова?
Леонид Гаккель: У меня нет впечатления от отдельного концерта Григория Липмановича. Соколов — это явление, которое не имеет границ. Если сказать, что сегодня он играет так, а завтра эдак – получится чепуха. У него всё и всегда на верхнем пределе. Определить этот предел трудно. Скажу лишь так: пока Соколов играет – я чувствую, что живу.
‑ Есть ли какие-то особенности сегодняшнего концерта?
‑ Я не вижу никаких особенностей. Важно, что он играет новую программу. А впечатление получаешь единственное: Соколов играет, а вы слушаете. На сегодняшнем концерте он божественно играл сонаты Гайдна.
‑ Он, кажется, давно их не играл?
‑ Я не очень помню. Есть люди, которые собирают записи Соколова, делают записи, знают назубок все его программы. Я не из числа таких людей, хотя стараюсь не пропускать концерты Соколова в Петербурге, слушал его концерты и в Москве.
‑ Сегодня мы в Москве лишены такой возможности.
‑ И поделом! Не надо было свистеть, когда Соколову присудили первую премию на Конкурсе имени Чайковского в 1966 году. Сейчас мы можем услышать Григория Липмановича только здесь, в Петербурге. И это огромный дар Петербургу и петербургской публике.
Люди, которых вы здесь видите — это и есть петербургская публика. Ее можно увидеть только здесь. Великое благо, что Григорий Соколов собирает этих людей вместе.
На его концертах слушатели вступают друг с другом почти в родственные отношения. Я знаю их, они знают меня, Каждый год в апреле мы здесь. Это потрясающее явление! Страна распадается, интеллигенция перестает существовать. Но при всём этом существует очаг единства.
Разговоры политиков о «единства» и «объединении» обесцениваются, когда вы видите филармонический зал, заполненный до краев. Люди приходят слушать Соколова и это есть единство. Единство здесь! Боюсь, что оно будет существовать только до тех пор, пока здесь будет играть Соколов. То, о чём я сказал, для меня есть вещь предельного наполнения. Предельной важности.
Беседовал Владимир Ойвин, 4 апреля 2018 года