В 2020 году 25-летие творческой деятельности празднует Квартет имени А. А. Алябьева – один из коллективов Московской областной филармонии.
О том, как складывался коллектив, каково работать вместе четверть века, о конферансе, силе воздействия музыки, юбилейном концерте и многом другом рассказывает художественный руководитель квартета, альтист, заслуженный работник культуры России, заслуженный артист Республики Башкортостан Андрей Коваль.
— Андрей Викторович, почему вы выбрали в качестве своей профессии игру на альте — и не сольно, не в оркестре, а именно в квартете?
— Альтистом я стал еще в музыкальной школе имени Гнесиных. Сначала учился по классу скрипки у Константина Александровича Фортунатова. Случилось так, что ему пришлось уйти из школы из-за смены руководства. Я был очень возмущен этим и ушел вслед за ним. Но мама видела, что я скучаю без музыки, и посоветовала вернуться. Меня взяли обратно, но уже в класс альта.
Когда я выбирал профессию, солирующих альтистов в мире было не так много: Вадим Борисовский, Уильям Примроуз, Пауль Хиндемит. Затем уже при Юрии Башмете альт стал более популярным. Я думал про себя: а смогу ли быть солистом? В конце концов, понял, что лучше квартета для альта ничего нет, ведь ты сидишь посередине и наслаждаешься всеми партиями. И психологически, и интеллектуально, и музыкально мне это очень комфортно.
— Когда сложился артистический состав Квартета имени А. А. Алябьева? Как вы познакомились с музыкантами?
— Коллектив существует с 1995 года, и всё это время состав не менялся. До этого скрипачка Светлана Нор и виолончелист Владимир Нор играли в камерных оркестрах, скрипач Илья Ткаченко занимался сольной и педагогической деятельностью, я работал в Московской областной филармонии на должности дирижера, но не расставался с альтом.
Однажды мой друг пригласил меня в квартет, который играл в отеле «Метрополь». Там я встретил и Илью Ткаченко, и Владимира Нора. Позже к нам присоединилась и жена Володи — Светлана. Именно она сказала: «Как же хорошо с вами играть!» Я подумал, и правда! И предложил дирекции Московской областной филармонии взять наш коллектив в штат. На тот момент из филармонии ушел Квартет имени Шостаковича, поэтому мое предложение было очень кстати.
— Легко ли работать вместе столько лет?
— По словам Бетховена, квартет состоит из четырех солистов. В этом кроется и сложность. С одной стороны, каждый представляет свою партию важнейшей, поэтому очень вкладывается в нее. Но не все сразу могут ощутить сочинение целиком, и пока этого не произойдет, каждый стремится «перетянуть одеяло» на себя, на свое понимание.
Любое слово очень ранит партнера. Как говорится, то же бы ты слово, да не так бы молвил. Скажешь что-то не так — сразу возникнет внутренняя обида! Это не значит, что она будет высказана вслух, но это будет влиять на работу. Нужно быть очень аккуратным и деликатным.
— Но как художественный руководитель вы же должны делать замечания. Сразу ли вы нашли тон, которым можно их высказывать, чтобы это не обижало?
— Да, нужно, чтобы были и волки сыты, и овцы целы. Так как у меня большой опыт педагогической работы в Уфимском институте искусств, я сразу был психологически готов к такой работе.
Иногда я очень жестко говорю, а в иных случаях просто-напросто смиряюсь.
Мне всегда было важно сохранить коллектив, потому что в любой семье бывают какие-то ссоры, но семья остается семьей. Поэтому мы и играем вместе 25 лет.
— Когда и почему коллективу присвоили имя Александра Алябьева? Музыка этого композитора имеет какое-то особенное значение для вас?
— Мы всегда старались, чтобы в наших программах звучала и русская, и западноевропейская, и американская музыка — какая угодно. Алябьев — один из первых русских композиторов, обратившихся к жанру квартета, и мы решили взять его музыку в репертуар.
В 1997 году нам предложили выступить на открытии памятника Александру Алябьеву в селе Рязанцы Щёлковского района. Мы очень тщательно изучили его квартеты и в процессе подготовки пришли к выводу, что это гениальная музыка. А после выступления администрация района обратилась к областному правительству с инициативой о присвоении квартету имени этого композитора.
— За 25 лет квартет дал около полутора тысяч концертов. А были ли среди них экстремальные?
— За эти годы мы выступали на самых разных площадках: и в престижных московских залах, и за рубежом, и, конечно, объехали всё Подмосковье.
Вспоминаю один концерт в летнем лагере. Туда было сведено шесть детских домов: дети от семи до шестнадцати лет. Да и воспитатели были не многим старше — около двадцати лет.
В лагере большой темный зал, туда запустили всех детей. Шум, гам, а мы должны были играть Гайдна, представьте себе. Мы вышли на сцену — дети всё еще шумели. Как-то мне удалось заставить их замолчать. Я стал рассказывать о Гайдне, а история его жизни и творчества достаточно занимательна, и они стали слушать! Потом мы сыграли первую часть «Квинтового» квартета. Я вас уверяю, аплодисменты были оглушительными, как будто в Большом зале консерватории!
Мы не стали долго испытывать их терпение — исполнили еще несколько небольших пьес и закончили концерт. Но самое удивительное в том, что после концерта лица детей были светлы и радостны, дети покинули зал спокойно, не толкаясь, без всяких криков, с которыми они пришли.
Это был очень хороший пример для всех участников квартета. Каждый своим сердцем почувствовал, какое огромное влияние имеет музыка. До сих пор вспоминаю и удивляюсь этому.
— Как интересно! Ведь и сегодня есть разные взгляды, как нужно выстраивать концертные программы: угождая вкусам публики или, наоборот, с ориентиром на самые высокие образцы классической музыки. Значит, вы считаете, что не нужно подстраиваться?
— Как-то раз я был в одной компании с академиком Сергеем Капицей, и он рассказал такую историю. Дирижер Артуро Тосканини дружил с матадором. Однажды Тосканини возвращается после выступления, а друг его спрашивает, почему же он его не позвал на концерт? Тосканини ответил, что в этот вечер звучала очень сложная современная музыка, и тот бы ничего не понял.
Тогда матадор сказал: «Ко мне тоже приводят разных животных — одни бешеные, другие спокойные, но я должен работать с ними так, чтобы публике было не скучно и всё понятно».
Я взял эту историю себе на вооружение. Если артист хорошо знает свое дело, зрителям всегда всё понятно. Может быть, это покажется не очень скромным, но я не помню случая, чтобы публика оставалась холодной и равнодушной после выступления нашего коллектива. Видимо, нам удается.
— Вы всегда так увлекательно комментируете программы. Важно ли это — слово о музыке во время концерта?
— Да, безусловно! Бывают такие прекрасные конферансье, как Иван Соллертинский или Светлана Виноградова. Мне приходилось участвовать в концертах, которые комментировала Светлана Викторовна. Когда она говорила, я часто видел на глазах людей слезы. Это очень помогает исполнению. А вот сухие, безразличные комментарии, наоборот, только мешают.
Была такая шутка, что после подобного вступительного слова хочется встать и уйти, и это лучше, чем играть любой концерт. Из-за этого я и стал рассказывать сам. Когда зрителей правильно настроишь, совсем другое дело, любая публика слушает с удовольствием.
— Расскажите о наградах и достижениях квартета. За четверть века их немало!
— Мы получали очень много благодарностей от слушателей, поощрений. Каждого музыканта квартета губернатор Московской области наградил грамотой, а артистов с большим стажем — знаками отличия.
Позже областное правительство присвоило почетные звания: все музыканты стали заслуженными артистами Московской области. Я на тот момент уже был заслуженным артистом Республики Башкортостан, и мне была вручена другая награда — заслуженный работник культуры Российской Федерации.
А некоторые отзывы дороже любых наград. Три года назад мы выступали на торжественном открытии выставки «От Лиссабона через Минск, Москву до Владивостока» в посольстве Республики Беларусь. Там присутствовали одни из высших чинов нашего государства. Они дали такую характеристику нашему коллективу, что мне до сих пор лестно читать. Это было очень приятно.
— Сейчас готовится юбилейный концерт квартета. Что будет в программе — всё лучшее и любимое за 25 лет?
— Весь вечер квартет будет на сцене. Но к нам присоединятся друзья и коллеги — будут звучать квинтеты, секстеты. Что называется, «квартет плюс…»
Мы исполним сочинения Моцарта, Бетховена, Брамса, Дворжака, Чайковского, Шостаковича и, конечно, Алябьева.
В нашем юбилейном онлайн-концерте примут участие солистка Московской областной филармонии, заслуженная артистка Республики Дагестан Алина Яровая (сопрано), артист оркестра Большого театра Дмитрий Усов (альт), артист оркестра театра Геликон-Опера Иван Прудников (виолончель) и профессор Института им. Ипполитова-Иванова Рубен Мурадян (фортепиано).
10 декабря 2020 в 20:00 этот концерт будет транслироваться на YouTube-канале Московской областной филармонии.
Беседовала Мария Тихомирова