В этом году Зальцбургский фестиваль впервые прошел при новом художественном руководителе – им стал немецкий режиссер Юрген Флимм.
Его первое лето в Зальцбурге нельзя назвать безусловно удачным. Однако маэстро настроен оптимистично, хотя он и не слишком приветлив.
Об итогах Зальцбурга-2007 и о планах на следующий год Юрген Флимм рассказал в интервью корреспонденту “Газеты” Илье Овчинникову.
– Преподнес ли вам какие-либо уроки первый Зальцбургский фестиваль, прошедший под вашим руководством? Вы довольны результатом?
– Это не первый фестиваль, которым я руковожу, какие тут могут быть уроки? Нам есть над чем работать, и мы будем работать. Хотя, вероятно, были и неудачи, которые нам следует иметь в виду.
Вы никогда не должны быть довольны тем, что у вас получается, иначе пора умирать. Для артиста крайне опасно быть чем-либо довольным – куда важнее готовность начать все сначала, если надо. З
наете такое выражение “Старайся проиграть, и проиграть получше”? Наша цель – пробудить в людях любопытство к новому: к новой музыке, к новому театру. Надеюсь, нам это уже удалось.
– Однако оперная программа обошлась не только без новой музыки, но даже и без ХХ века, ограничившись репертуаром от Гайдна до Чайковского.
– Новая музыка в этом году звучала на концертах, зато в ближайшие годы у нас запланированы оперы Белы Бартока, Луиджи Ноно, Вольфганга Рима. Через год мы ставим “Замок герцога Синяя Борода” Бартока, причем в этот же вечер будут звучать и другие его сочинения, так что получится нечто среднее между спектаклем и концертом.
– Мне показалось, что оперы в этот раз проигрывают концертной программе.
– Как вы понимаете, организовать оперную программу куда сложнее, нежели предложить цикл интересных концертов. Это настолько разные вещи, что я бы на вашем месте вообще их не сравнивал. (Раздраженно).
Так говорить очень легко, но умно ли? Поверьте, устроить исполнение Девятой симфонии Бетховена – совсем не то, что организовать постановку оперы “Бенвенуто Челлини”. Скажем так: у концерта два измерения, у оперы три, и сравнивать это нельзя.
– Какой будет оперная программа следующего года?
– В ноябре сможем сказать точно. Возобновлять постановки этого года мы не планируем. Помимо Бартока покажем “Отелло” Верди, повторим прошлогоднюю “Волшебную флейту”, а “Дон Жуана” будет ставить Клаус Гут, чья “Свадьба Фигаро” прошла здесь с большим успехом уже во второй раз.
Подготовить подобную программу – огромная работа, поймите, она занимает весь год без остатка. Более того, пора уже думать не только о ближайшем фестивале, но и о следующих двух. Но здесь есть секреты, которых я пока не могу раскрыть никому. Могу сказать лишь, что к 2010 году для нас собирается написать оперу Вольфганг Рим.
– Все решения по оперной программе принимаете вы?
– Я выступаю с предложениями, и мы их обсуждаем с президентом фестиваля, с финансовым директором, с кураторами театральной и концертной программ. Верите ли, у нас все очень демократично.
– Более того, мне доводилось слышать от артистов, что вы посещаете репетиции куда чаще, нежели ваш предшественник Петер Ружичка.
– Вы утомили меня своими постоянными сравнениями. Не надо сравнивать Флимма с Ружичкой, а Ружичку с Мортье и так далее. Ружичка выполнял в Зальцбурге свою работу весьма достойно. Просто он композитор, а я режиссер, поэтому для меня постоянно ходить на репетиции и общаться с артистами – самое обычное дело.
В конце концов, я занимаюсь театром более 20 лет и знаю, как ставятся спектакли. Однако здесь я отвечаю за все и, разумеется, с интересом наблюдаю за рождением каждой новой постановки.
– В начале фестиваля вы не скрывали обиды на исполнителей, отменивших здесь свои выступления, – таковых оказалось не менее семи. Планируете ли приглашать их вновь?
– Видите ли, у всех разные причины. Что касается Роландо Вильясона, он был нездоров уже давно, и мы знали о его возможном неприезде. Накануне концерта в Зальцбурге Роландо выступал в другом городе, и, как оказалось, он все еще не в форме, о чем нам и сообщил.
Заметьте, для каждого из певцов мы нашли очень хорошую замену. Людям понравилось, жалоб я не слышал. Вместо Анны Нетребко спела Кристина Шефер – плохо ли? Это вполне обычное дело.
Если посмотреть на сезон любого оперного театра, за целый год там наберется побольше замен. Так что никаких претензий, никаких обид.
Илья Овчинников, “Газета”