В субботу, 21 февраля 2009, скрипач Максим Венгеров выступит в Большом зале консерватории как дирижер.
Он даст концерт с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» в рамках программы, посвященной 30-летию этого коллектива.
Прошло уже несколько лет с тех пор, как один из лучших музыкантов современности сменил смычок скрипача на дирижерскую палочку. В программе концерта – только классика: серенада для струнного оркестра Чайковского, концерт № 9 для фортепиано с оркестром Моцарта и Третья (Шотландская) симфония Мендельсона.
В понедельник, 23 февраля 2009, музыканты сыграют ту же программу в Санкт-Петербурге, в Концертном зале Мариинского театра.
– Максим, что вы делаете в Израиле?
– Я приехал сюда дать мастер-класс в своей музыкальной школе для одаренных детей. В ней занимаются 80 учеников от 4 до 12 лет, в основном дети из семей, живущих за чертой бедности, у которых нет другой возможности учиться музыке.
Кстати, многие – дети выходцев из бывшего СССР. Этот проект возник два года назад как мирная альтернатива войне с Ливаном.
– В этой школе учатся только скрипачи?
– Детей учат играть на скрипке, виолончели, рояле и гитаре. Кроме того, в школе есть педагоги по вокалу и танцам. Наши дети учатся играть сразу на нескольких инструментах, некоторые еще поют и танцуют.
У меня есть еще один проект в Южной Африке, который называется MIaGI (Music Is a Great Investment). Уже заложен первый камень школы для детей из бедных семей в Суэто, в ней будут учиться и чернокожие, и белые дети.
Я считаю, что музыка, особенно в наше тяжелое время, помогает объединить людей разных национальностей.
– Почему вы вдруг решили заняться дирижированием?
– Вдруг? Я сказал, что хочу дирижировать оркестром, еще в трехлетнем возрасте! Хотите, расскажу, как это было?
Как-то папа, игравший на гобое в симфоническом оркестре Новосибирской филармонии, взял меня с собой на репетицию. Я смирно сидел в первом ряду, внимательно наблюдая, как репетирует Арнольд Кац, руководивший тогда оркестром. А в перерыве встал, подошел к нему и сказал: «Хочу быть таким, как ты». Мне так понравилось все, что он делает!
– И что же вам ответил Кац?
– Он мне очень серьезно сказал: «Ты не можешь сразу стать дирижером, сначала надо научиться играть на каком-нибудь инструменте. Например, на гобое. Научишься на нем играть – и заменишь своего папу, он мне уже так надоел».
А я ему ответил: «На гобое играть не буду, потому что меня никто не увидит. Я буду играть на скрипочке». Так я случайно стал скрипачом.
– А если говорить серьезно?
– Я много играл на скрипке, и мне стало тесно в ее четырех струнах. Стал расширять свои музыкальные горизонты: играл на барочной скрипке, на альте, интересовался рок-музыкой (в умеренных дозах, конечно).
Композитор Беньямин Юсупов написал для меня концерт, в котором я играл на альте, импровизировал в стиле рок на электрической скрипке и танцевал танго. В 26 лет начал учиться дирижированию у замечательного педагога Вага Папяна. Дирижировал камерными составами и даже симфоническими оркестрами.
А в одно прекрасное утро проснулся и подумал, что больше не хочу играть на скрипке. Мне было тогда 33 года. Конечно, публика привыкла ко мне как к скрипачу, но нужно развиваться дальше, а дирижирование – это новая ступень. Хочется дирижировать на таком же уровне, как я играю на скрипке.
Но, как говорится, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Нужно на чем-то сконцентрироваться. Теперь занимаюсь дирижированием, а скрипка отдыхает. Надеюсь, что со временем смогу соединять обе эти профессии.
– Вы волновались, когда дирижировали впервые?
– Я чувствовал себя как на экзамене по вождению автомобиля. Уроков получил немало, могу управлять оркестром и музицировать вместе с ним, но это так непривычно.
– «Аварии» бывали?
– Бывали, ну и что? Не ошибаются только мертвые. Но если дирижер знает, чего он хочет, оркестр это чувствует. И все проблемы решаются естественным путем.
– У вас есть смычок, который принадлежал скрипачу Якову Хейфецу. Дирижерскую палочку вы тоже от кого-то унаследовали?
– Нет, у меня новые дирижерские палочки, их сделали специально по моему заказу. Одни палочки из дерева, другие из пластика, есть палочки полегче или потяжелее, длиннее или короче.
Палочка для дирижера в каком-то смысле – как смычок для скрипача. Обычно я исполнял музыку Моцарта, Баха или Чайковского разными смычками.
– А партитуры возите с собой?
– Конечно. Собираясь куда-нибудь поехать, я кладу партитуру в машину и занимаюсь, если выдается свободная минута. Это все равно что книгу читать.
Иногда перед концертом засыпаю, положив партитуру на стол у кровати, и она отдыхает рядом со мной.
– Где сейчас ваш дом?
– В Израиле у меня – летний дом, в Швейцарии живут мои родители, а мое место жительства – Монако.
– На какой машине вы сейчас ездите?
– У меня прекрасный спортивный Lexus с откидным верхом.
– По-прежнему любите высокие скорости?
– Бывает, хотя по-настоящему разогнаться можно только в Германии на некоторых автобанах: там встречаются участки дороги, где можно не смотреть на спидометр.
– Вы впервые будете играть с камерным оркестром «Виртуозы Москвы»?
– Да, это наш первый совместный опыт. Я не раз слышал о «Виртуозах» не только в России, но и на Западе. Замечательный коллектив, и в его манере исполнения чувствуется энергия маэстро Спивакова.
– На сколько лет вперед расписан график концертов, на которых вы будете дирижировать оркестрами?
– График концертов на 2011 год постепенно заполняется, многие уже интересуются моими планами на 2012 год.
– А танго танцуете?
– Пока нет: слишком много внимания отнимает дирижирование. Но мечтаю снова вернуться к танго.
Ольга Романцова, “Газета”