В “Царицынской опере” готовится грандиозный проект к 70-летию Великой Победы. Воплощать его будет режиссер-постановщик Мариинского театра Иркин Габитов.
Он сотрудничал с нашим оперным театром и ранее. А полгода назад его пригласили сюда в качестве режиссера заниматься восстановлением музыкальной культуры и созданием нового репертуара театра.
Опера вечна
─ Вы готовите постановку к 70-летию Великой Победы, расскажите о проекте.
– На основе оперы «А зори здесь тихие…» мы пытаемся сделать комбинированную композицию. Дело в том, что в опере не все фрагменты равноценны, они различны и по звучанию, и по эмоциональной нагрузке, поэтому мы возьмем лишь часть и объединим с другим сильным музыкальным материалом на тему войны.
В основе сюжета все же будут четыре героини и старшина как олицетворение образа защитников Отечества. Это будет экскурс от самого начала войны, все ее трагические события, к Великой Победе. Также затронем и тему исторической памяти и отношения современников к войне.
─ Насколько популярна опера сейчас? Приходят ли молодые таланты в эту область искусства?
– Опера была и будет! Время отобрало из огромного количества опер те, которые идут по всему миру до сих пор. Ни один инструменталист – скрипач, пианист не сможет так передать чувства и эмоции, как человеческий голос. Поэтому опера будет популярна всегда. Какую форму опера приобретет со временем, это другой вопрос, но все те жалкие эксперименты, которые сейчас производятся в этой области, это одноразовая ерунда.
Что бы кто ни говорил, но когда режиссер пытается непонятно что придумать, пристроить визуальный ряд, который не имеет отношения к этой музыке, ничего хорошего не выходит. Я тоже могу поставить «Аиду» в аквариуме, но какое отношение это имеет к опере? Верди написал эту оперу к открытию Суэцкого канала. Хотя самого канала в «Аиде» нет, но есть культура эпохи, колоссальные создания человеческих рук, чувство, проходящее через века.
─ А готовы ли зрители воспринимать серьезные постановки? Ведь сейчас у большинства клиповое мышление, всем хочется зрелищности и не особо напрягать мозги…
– Кто навязывает это клиповое мышление? Само государство посредством телевидения и навязывает. Вот и получается, что проблема не в подрастающем поколении, а в том, что его так воспитывают. Это кошмар! Я сейчас спрошу десять человек на улице о том, кто такой Ленин, и мне никто не ответит! И аналогично будет с Чайковским, Мусоргским, Глинкой.
А ведь эти гениальные композиторы собрали тысячелетнее народное творчество и преобразили, сделали его классическим, вечным, великим! А в клипе есть музыкальная картинка, которую вы схватили, а через три минуты забыли. Зато если завтра вам споет Паваротти, у вас останется это звучание, потому что он достает до дна вашей души.
Страна сейчас в таком положении, когда на все урезают бюджет, и особенно на культуре экономят, вот и получаем мы ширпотреб вместо настоящей культуры!
Актер не должен работать за зарплату уборщицы!
─ По-вашему культурное воспитание страны зависит от ее экономики?
– Увы, да. Актер театра или оперный исполнитель, приходя на работу, должен думать не о том, что у него зарплата в жалкие 6 тысяч, а о роли, в которой он должен выступить на все 100%! Разве депутат станет работать за зарплату уборщицы? Нет, конечно, так и актер не должен.
Каждый месяц “Царицынскую оперу” посещает примерно 5000 зрителей. На каждом спектакле артисты выкладываются по полной. Только представьте, сколько достойного с собой уносят зрители, как они обогащаются духовно, а труппа из 25-30 человек получает гроши за свой труд. Сокращать финансирование культуры не надо, это же единственная отдушина для народа.
На миллион волгоградцев всего один оперный театр! Я не думаю, что если сократить ему дотацию, то государство воспрянет. Если выйти на улицу и посмотреть, то тут проедет с десяток машин по 60-70 тысяч евро, и если всего три такие машины продать, то театр на эти деньги будет год работать! Получается, что деньги в Волгограде есть.
Сейчас в “Царицынской опере” появилась талантливая молодежь, но они уедут из города-героя в поисках лучшей жизни, если урезать им зарплату.
─ И что же вы предлагаете делать?
– Власть должна быть заинтересована в культурном развитии города. Это должно быть среди приоритетных задач, потому что всегда лицом города был оперный и драматический театры и симфонический оркестр. Если открыть газеты 30-летней давности, то там будет написано, например: в Москву приехала делегация из Франции, вечером они посетили оперный театр. Волгоград заслужил право иметь свое культурное лицо! Пора создать ему имидж культурного и процветающего мегаполиса.
Иркин Габитов окончил Ленинградскую консерваторию как солист оркестра. Потом поступил на факультет музыкальной режиссуры. В 1984 году уехал в Алма-Ату в оперный театр. В 1988 году вернулся в Санкт-Петербург и начал работать режиссером-постановщиком Мариинского театра. Там творит и по сей день. Много лет как приглашенный режиссер работал в Уфе, Новосибирске, Ереване, а последние три года и в Волгограде.
Ирина Емельяненко, Вечерний Волгоград