О главных событиях в жизни Большого театра в уходящем году, о предстоящих премьерах и гастролях, о новых талантах и старых надеждах на скорейшее завершение реставрации его генеральный директор Анатолий Иксанов рассказал корреспонденту “Интерфакса” Нине Коваленко.
– Анатолий Геннадьевич, так каким был уходящий год для коллектива? Чем он запомнился прежде всего?
– Наиболее ярким событием я бы назвал, конечно, наши большие гастроли в Лондоне – в театре Ковент-Гарден, посвященные 50-летию первых гастролей Большого театра на этой прославленной сцене в 1956 году.
Почему я выделяю именно эти гастроли? Прежде всего потому, что они были очень успешными. А мы ведь волновались – как-то воспримут нас сейчас после триумфа 1956 года?
Во-вторых, это были очень насыщенные гастроли. Впервые в программу на такой знаменитой сцене, как Ковент-Гарден, были включены не только балетные спектакли, но и оперные. Так что это действительно самое яркое событие уходящего года.
– Как восприняла публика Лондона нашу оперу?
– Очень хорошо. Критики писали: “Большой театр еще раз подтвердил, что он один из лидеров мирового оперного искусства”. И еще: “Не оскудевает русская земля басами”. Открытием для английской публики, просто откровением, стал наш бас Михаил Казаков.
– А можете вспомнить что-то особенно интересное во время этих гастролей: что-то забавное или, напротив, трогательное?
– Пожалуй, меня особенно тронуло высказывание известнейшего критика Клемента Криспа. Он сказал в одной из рецензий буквально следующее: “Благодарим Господа за то, что есть на свете Большой Балет”. Ну. Вы знаете, что “Большим Балетом” в мире издавна называют именно балетную труппу Большого театра.
– Еще у меня такой вопрос: почему в такой необычной форме снят фильм о гастролях лондонских – его показали на нашем ТВ как фильм о Светлане Захаровой?
– Светлана Захарова – звезда Большого Балета … Идея была – показать вот эти большие лондонские гастроли глазами одной из их участниц – а именно, глазами “звезды”, примы.
– К слову о “звездах”. В конце лета заговорили о том, что в труппе Большого появились совершенно необыкновенные мальчик и девочка – танцовщики от Бога, как говорят.
– Да. Это Наталья Осипова, которая, кстати говоря, уже выступала в Лондоне. А сейчас она стала “открытием” гастролей. Наташа танцевала Китри в “Дон Кихоте”, и ее просто называли “новой Плисецкой” – так она всех поразила!
Ей 22 года всего. Она окончила Московскую академию хореографии и два года назад была принята в труппу Большого театра, но вот “открытие” ее произошло в этом году. А мальчик – Васильев…
– Еще и Васильев!
– Да, только не Владимир, как наш прославленный танцовщик, а Иван. Он выпускник Минской академии балета этого года. И мы его пригласили по окончании академии в штат театра. За него многие, естественно, коллективы бились, но он все-таки выбрал Большой театр. Это очень одаренный мальчик. Его все критики, кстати говоря, окрестили “новым Барышниковым”.
Правда, в Лондоне он не танцевал, поскольку академию-то закончил только в начале июня и в июне же в Варне на конкурсе солистов балета завоевал первую премию.
Кстати говоря, мы за ним стали следить, когда он в прошлом году – ему тогда было 16 лет – получил Гран-при на балетном конкурсе в Москве. Очень одаренный парень. Это такое приобретение серьезное для нашего театра.
И вообще, должен сказать, мы балетную труппу Большого театра, мужскую часть, в основном, очень усилили в этому году. Пригласили Артема Шпилевского. Он окончил Вагановское училище в Санкт-Петербурге, поработал в Мариинском театре, потом переехал в Берлинский балет и вот теперь перешел к нам.
И еще один бывший солист Мариинского театра оказался у нас в Большом – это Андрей Меркурьев.
– Анатолий Геннадьевич, а если вернуться к гастролям, то ведь был не только Лондон, но Новосибирск – событие, можно сказать, неординарное для нашего времени.
– Да, да. Они закончились буквально неделю назад, 26 ноября, оперой “Огненный ангел” Сергея Прокофьева. Вообще это были самые большие гастроли по России в новейшее время. Там и опера была и балет, и концерт хоровой музыки – почти три недели длились гастроли, очень успешно прошли. И это очень важно для нас, и важно, что мы работали в Новосибирском театре, который год назад – 1 декабря 2005 года закончил реконструкцию. Это сегодня самый большой оперный театр в России, да и в Европе тоже.
– Билеты были, конечно, раскуплены заранее?
– Безусловно.
– А дорогие были билеты?
– Нет. Цены на билеты нам рекомендовала принимавшая нас сторона, т. е. цены на наши спектакли были такие же, как и у них на спектакли Новосибирского театра. Это ниже, конечно, чем в Москве в Большом.
– Теперь, давайте о предстоящем – какие-то еще премьеры ожидаются в этом сезоне, возможно уже захватывая первую половину 2007 года, и какие основные гастроли будущего года?
– В этом сезоне у нас из балетных премьер в феврале 2007 года предстоит Вечер американской хореографии. Там будут три одноактных балета, из которых один ставит Кристофер Уилдон – самый сегодня известный, востребованный молодой хореограф американский.
– Он модернист?
– Нет, он как раз базируется на классике, что очень важно.
– Слава тебе, Господи!
– Да, да (смеется). Следующей премьерой будет оперная – новая постановка “Бориса Годунова” Модеста Мусоргского, которую осуществляет нам знаменитый кинорежиссер Александр Сокуров.
– Идут уже репетиции?
– Ну, они давно уже идут: монтировка идет и так далее. А с артистами Сокуров начнет работать с января.
– Анатолий Геннадьевич, а новый “Борис” будет также отличаться от оригинального “Бориса” – как недавний новый “Евгений Онегин” от своего классического оригинала?
– Нет-нет.
– То есть будут все-таки в каких-то классических рамках держаться?
– Да, конечно.
– Не могу еще раз не повторить “Слава Богу”! Вот Вы смеетесь, а от премьеры новой постановки “Онегина” я чуть ли не в обмороке была. Да, и такой, куда больший знаток оперного искусства как Галина Вишневская тоже была в абсолютном шоке и высказала как известно свое негодование в открытом письме к Вам.
– Да, было такое, но по поводу “Бориса Годунова” спешу Вас успокоить – “Борис Годунов” делается очень близко к тексту произведения – музыкальному тексту, сюжетному, к тексту характеров, я бы сказал, и делается очень скрупулезно.
Вот. И последняя наша премьера – в июне 2007 года будет новая постановка “Корсара” Адольфа Адана – большого балета классического. Постановку осуществляют Алексей Ратманский и Юрий Бурлака.
– А что касается гастролей?
– Крупные гастроли будут уже в этом декабре, в 20-х числах – балет едет в Баден-Баден на фестиваль. Везут “Золушку”, “Лебединое озеро” и “Дон Кихот”.
Летом вновь будут большие гастроли в Лондоне – на три недели, но на этот раз только балетные. Правда Ковент-Гарден будет занят – они выпускают свою какую-то постановку грандиозную (оперу “Кольцо Нибелунгов” Вагнера, кажется), поэтому мы будем выступать в Колизеуме. Это тоже очень большой зал, он рядом с Ковент-Гарденом.
– Что везете туда?
– Большая программа: шесть балетов, включая премьерную постановку “Корсара”.
– А из новых ребят взятых, кто-то будет занят в этих гастролях?
– Они все будут. Еще из интересных гастрольных маршрутов назову Милан, знаменитый театр Ла Скала – там будет выступать наш Большой Балет в апреле-мае; оркестр Большого театра поедет на гастроли в Германию, опера поедет в июле на фестивали в финскую Савонлинну и в Словению, в Любляну, в августе.
– А какие оперы?
– В Савонлине “Борис Годунов” и “Дети Розенталя” Леонида Десятникова. Причем, “Борис” будет там не новый, а старый, поскольку спектакль там идет в старой крепости – в таком экзотическом здании, которое само по себе является уже готовой декорацией. Такой опыт у нас уже был – мы показывали оперу в Святогорском монастыре – у нас под Псковом в пушкинских местах.
А новая постановка “Бориса Годунова” поедет на фестиваль в Любляну. Там же мы дадим симфонические концерты.
Еще в феврале – чуть не забыл – состоятся гастроли балета Большого театра в Вашингтоне – в Кеннеди-центре. Они будут посвящены 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и США. Там будут “Золушка” и “Дон Кихот”.
– Я хотела спросить еще – из тех новых сверх экспериментальных постановок какие-то уже сняты с репертуара? Или они все существуют?
– Нет, все существуют – все классические постановки.
– Точнее сказать, поставленные по классике.
– Ну, да, все они существуют в репертуаре театра. И некоторые спектакли будут идти, как мы и обещали прессе, – и в новых постановках и старых.
– Вы имеете в виду оперы “Евгений Онегин” и “Борис Годунов”, балет “Ромео и Джульетта”?
– Да.
– Сейчас у Вас такая политика репертуарная, что спектакль идет блоками: т.е. один и тот же спектакль идет несколько дней, а потом полгода или больше не идет? Оправдывает себя такая методика? В чем здесь смысл?
– Смысл в том, что таким образом повышается качество текущего репертуара. Потому что перед каждым блоком проходят репетиции, что, естественно, повышает качество. Когда сегодня идет один спектакль, завтра другой, послезавтра третий – в таком калейдоскопе трудно найти возможность для серьезных репетиций. Я уж не говорю о том, что наши спектакли часто имеют сложные громоздкие декорации, некоторые долго монтируются на сцене. Целесообразнее ставить их не на один вечер, а сразу на несколько.
Вообще такая система построения репертуара принята во всем мире. И это мы тоже должны учитывать сегодня, когда многие наши артисты помимо Большого театра выступают (и нередко являются там также штатными солистами) в других крупнейших театрах планеты.
– А теперь вот о чем. Идет последний месяц 2006 года. Т.е. практически мы уже в 2007 году, а это, страшно даже сказать, последний месяц, отведенный на реконструкцию и реставрацию основного исторического здания Большого театра.
– Ну, не последний, захватим еще немного 2008 года.
– Да, я знаю. Но вы обещали, что весной 2008 года труппа уже войдет в отреставрированное здание и начнет, так сказать, осваиваться там. Неужели успеете? Год с небольшим – это же просто миг.
– Я могу сказать, что я только надеюсь на это. А успеют строители или не успеют – это только Господу известно.
– В каком состоянии сейчас реставрационные, реконструктивные, строительные работы? Что там происходит?
– Ну, идет активная работа в круглосуточном режиме.
– Где? Под землей, в зрительном зале, в артистических уборных?
– И под землей, и на земле, и в залах, и в фойе – везде, везде идет круглосуточная работа на всех точках. И тяжелые сваи давят, и реставраторы выполняют ювелирную работу по укреплению старинных кирпичных и деревянных стен, и инженерные сети прокладывают, т.е. в полном объеме идет работа.
Мне, честно говоря, хотелось бы, чтобы это было побыстрей. Но, видимо, процесс строительный такой, что хочется, чтобы быстрее они делами, а они все равно делают как делают.
– Сколько специалистов (рабочих, инженеров, реставраторов и т.д.) сегодня задействовано на реставрации Большого?
– Сейчас работает одновременно где-то 800-900 человек в смену.
– В смену? Т.е. они и ночью работают?
– Ну, я же сказал, что они работают круглосуточно.
– С финансированием нет проблем? Скажем, что-то не проплатили в таком-то месяце – работа остановилась, пришлось нагонять?
– Нет, могу твердо сказать, никаких проблем с финансированием сегодня нет. Даже другая проблема возникает – чтобы строители успевали осваивать поступающие деньги. Повторяю: Все средства: деньги, оборудование, – дай Бог не сглазить! – поступают вовремя и в полном объеме. И теперь все зависит только от строителей.