В городе на Неве в зале капеллы им. М. И. Глинки состоялась премьера до недавнего времени неизвестной россиянам духовной оперы «Христос» выдающегося композитора, пианиста и дирижёра, создателя Русского музыкального общества, Петербургской консерватории Антона Рубинштейна.
Её исполнили оркестр «Камерата Сибири» и хоровая капелла Тюменской филармонии. За пультом стоял Антон Шароев, заслуженный деятель искусств России и Украины, главный дирижёр – художественный руководитель камерного оркестра.
История многолетнего поиска оперы могла бы лечь в основу занимательного детектива. Об этом мы беседуем с правнуком великого музыканта – Антоном Шароевым.
В майские дни 1894 года меломаны старинного Штутгарта обсуждали новость. Проживающий в Германии русский композитор Антон Рубинштейн выступил в консерватории с концертным исполнением своей новой оперы «Христос». Автором либретто стал немецкий драматург Г. А. Бультхаупт.
Перед слушателями предстала гигантская фреска – от Рождества Христова до Вознесения – с громадными хорами, десятками солистов. Рубинштейн надеялся показать своё произведение россиянам, не предполагая, что его детище ожидает более чем вековое забвение. Это забвение удалось нарушить лишь его правнуку – Антону Шароеву, после двенадцати лет настойчивых поисков исчезнувшей партитуры.
…Я поздравляю моего собеседника: Указом Президента России он награждён орденом Дружбы. Озорной, лукавый взгляд. Собирается лететь в Париж, затем в Киев, Тюмень… Не верится, что разменял восьмой десяток. Два года назад маэстро впервые удалось озвучить в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского партитуру только что найденного им «Христа».
В минувшем ноябре, в день 180-летия рождения Антона Рубинштейна воссозданная в первоначальном виде, в концертно-ораториальном изложении постановка была представлена на сцене Тюменской филармонии. И вот теперь город Рубинштейна – Петербург.
– Несколько слов о вашем музыкальном генеалогическом древе…
– Господь меня милует. Я появился на свет в день рождения Петра Ильича Чайковского – 7 мая. Дед Иоаким Тартаков, внебрачный сын композитора Антона Рубинштейна, был известен как лирический баритон и отчаянный сердцеед. Из Киева, где он солировал, его выслали в 24 часа: дочь губернатора из-за несчастной любви к певцу выбросилась из окна… Тартаков уехал в Петербург, где выступал на сцене, а затем на 20 лет стал главным режиссёром и директором Мариинского театра. Здесь его заприметила юная княжна, армянка по происхождению Дарья Шароева, моя бабушка.
Выпускница Питерской консерватории, она обладала удивительным сопрано. Любовь, однако, обернулась драмой. Князь Григорий Шароев, узнав, что его дочь сошлась «с каким-то певцом», в ярости лишил её всех средств. Несчастья на этом не кончились. При родах сына она сорвала певческий голос. К тому же вскоре Тартаков оставил её и женился на княжне Шаховской…
Отца в метриках записали как Егора Егорова. Позднее, простив свою «непутёвую» дочь, дед усыновил внука, дав ему имя – Георгий Шароев. Отец стал музыкантом. Диплом об окончании Петербургской консерватории ему подписал Глазунов. Профессор, пианист, он вместе с отцом Мстислава Ростроповича стоял у истоков Бакинской консерватории. Мама – его ученица, была музыкальным теоретиком. Согласитесь, такое родство ко многому обязывает.
– Ступеньки к большой сцене?
– Меня рано зачислили в вундеркинды. В 13 лет я сыграл Концерт Мендельсона на сцене Бакинской филармонии с государственным симфоническим оркестром Азербайджана. Московская консерватория, затем аспирантура. Студентом стал лауреатом Международного конкурса скрипачей в Праге. Но уже в 17 лет впервые взял в руки дирижёрскую палочку, выступив на конкурсе с детским московским оркестром в Большом зале консерватории.
Позднее, побывав на уроках выдающегося дирижёра Игоря Маркевича, решил последовать его примеру. Я дирижировал симфоническими оркестрами Новосибирска, Барнаула, Азербайджана. Стал организатором камерного оркестра в Киеве, ныне – визитной карточки Украины. Был членом жюри Международного конкурса дирижёров имени Стефана Турчака в Киеве.
– Как случилось, что второй родиной для москвича стала Сибирь?
– В моей музыкальной биографии – работа с Московским камерным оркестром, создание оркестра «Юные виртуозы России». Нам аплодировали в Швейцарии, Германии, США, на Кубе. Но подступили пасмурные 90-е. Спонсор разорился, и пришлось искать новую «пристань».
Жизнь подружила с Тюменским краем, его замечательными людьми. Ныне я возглавляю камерный оркестр – «Камерата Сибири» Тюменской филармонии. Здесь же веду камерный оперный театр Piccolo. В репертуаре такие мировые шедевры, как итальянская комедийная интермедия Перголези «Служанка-госпожа», моноопера Пуленка «Человеческий голос»… С ансамблем Barocco недавно приняли участие в фестивале «Анна Ярославна – королева Франции». Французская публика встретила нас очень тепло.
– Вас называют искателем музыкальных шедевров…
– Кроме меня, никто не исполняет последнюю, неоконченную фугу Баха. Я записал её вместе с молитвой «Богородице, Дево, радуйся» Яна Бураковского, мальчика, который ушёл из жизни в 17 лет. Ещё в 2002 году мне удалось обнаружить и выпустить диск с фрагментами оперы Рубинштейна «Христос».
Откопал во Львове в закрытых фондах славянскую духовную музыку ХVI столетия, записанную ещё старинными значками – табулатурой.
Горжусь причастностью к возращению из небытия оперы «Алкид» Дмитрия Бортнянского – «русского Баха». Опера «Алкид» написана в 1778 году, в Италии, куда Дмитрий был послан Екатериной Великой для обучения музыке. Произведение считали утерянным. Но вот ведь как бывает…
Музыковед Кэрол Хьюз, американка русского происхождения, приехала в Москву – собрать материалы о музыке ХVIII века. В благодарность за содействие она прислала доктору искусствоведения Келдышу микроплёнку с рукописью «Алкида». Так ноты оказались в моих руках…
– А как вы вышли на «Христа» Антона Рубинштейна?
– В России были известны четыре духовные оперы композитора: «Потерянный рай», «Вавилонское столпотворение», «Суламифь» и «Моисей». Автор-атеист мечтал создать музыку, прославляющую нравственную высоту, которая бы «сблизила людей», вызвав общие душевные переживания. О том, что имелась ещё одна духовная опера, я узнал случайно, из переписки прадеда.
…Последние годы композитора прошли за рубежом. Они были омрачены многими потерями. Умерли младший брат, мать, которую он обожал, от чахотки скончался 21-летний сын. Горьким известием стала смерть любимого ученика Чайковского.
Рубинштейн тяжело переживал разлад с коллегами из Российского музыкального общества, консерватории, ссору из-за придворных интриг со «спонсором» – великой княгиней Еленой Павловной. Композитор порвал со своей семьёй, не выдержав попрёков за то, что отдавал заработок директора и профессора бедным талантливым студентам. Донимали издёвки черносотенной прессы.
Предчувствие близкого ухода, одиночество подтолкнули его обратиться к Богу. В письме в Одессу к младшей сестре в 1892 году он сообщал, что не даёт застыть пальцам и славит Христа в нотах. Опера «Христос» вобрала период от Рождества Христова до Вознесения. Семь картин с прологом и эпилогом, с громадными хорами, 26 солистами. Её представили публике в мае 1894 года, в Штутгарте.
Более десяти лет назад я обнаружил фрагменты и клавир неизвестной меломанам оперы, и с тех пор меня не покидала мечта – найти партитуру. Коллеги пожимали плечами: две мировые войны прокатились по Европе…
Но я не терял надежды. Специалисты Института Гёте в Москве вывели меня на работников главной библиотеки Берлина. Они подтвердили: в картотеке есть упоминание оперы Антона Рубинштейна… И вот – Берлин. 25 декабря 2007 года. В моих руках старая микроплёнка с записью партитуры оперы «Христос». Не скрою: у меня резко «скакануло» давление, пришлось выпить таблетки. Доктор Маркус Ингенлат и другие друзья из команды канцлера Германии Ангелы Меркель помогли сделать нужную копию. В Россию я вернулся с бесценной партитурой.
Прошло немного времени, и с воссозданной оперой великого музыканта смогли познакомиться сибиряки. Теперь она прозвучала и в городе на Неве. Мне удалось выполнить завет прадеда. Это событие я рассматриваю как главное дело жизни.