Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова провел почти два месяца в разъездах: в сентябре подопечные Владимира Юровского колесили по городам «Страны восходящего солнца», а октябрь посвятили «Туманному Альбиону».
О том, как прошло путешествие, Юлии Чечиковой рассказал директор коллектива Григорий Левонтин.
— Григорий Гавриилович, незадолго до сентябрьских гастролей по Японии на острове Хоккайдо вблизи Фукусимы произошло землетрясение, вызвавшее массовое отключение электричества. Телеканалы сообщали о пострадавших и погибших. Казалось бы, ситуация критическая, но тур тем не менее не отменили.
— Госоркестр уже оказывался в похожих обстоятельствах в 2011 году, когда произошла катастрофа на АЭС «Фукусима-1». Тогда это имело роковые последствия для оркестра: многих отказавшихся от поездки музыкантов уволили, некоторые были вынуждены уйти по собственному желанию, вместо них набрали других.
Сопоставляя этот эпизод с ситуацией в сентябре текущего года, я думал о рисках, но, к счастью, все обошлось. Никаких отказов со стороны музыкантов оркестра также не последовало.
Единственный момент, заставивший слегка понервничать, — взлетно-посадочная полоса в Саппоро не была готова принять нас, и, если бы не удалось все наладить, возможно, концерт 19 сентября пришлось бы отменить. С другими сложностями нам столкнуться не довелось.
— Подобные длительные гастроли для оркестра — первые за время руководства Владимира Юровского?
— Да, это так. В разъездах по Японии мы провели двадцать дней, а затем после короткой паузы отправились на такой же срок в Великобританию. Мы не ставим перед собой задачу дифференцировать гастроли по их продолжительности. Мы рассматриваем все поступающие предложения и принимаем соответствующее решение.
— Как в графике возникли именно эти две страны?
— Вы знаете, что делами Владимира Юровского занимается британское агентство IMG Artists. Обычно наши зарубежные концерты курирует немецкое подразделение, но в этот раз подключились их английские коллеги. И, нужно сказать, уровень организации свидетельствует не в пользу последних.
Гастроли фактически оказались на волоске, менеджеры постоянно понижали все показатели, в том числе состав оркестра. За два месяца до первой даты в гастрольном расписании я не был уверен, что мы полетим.
Что касается Японии, то это также была инициатива принимающей стороны. Конечно, все хотят, чтобы с нами летел Владимир Юровский, но мы предложили в английской части тура в качестве альтернативы Василия Петренко и Валентина Урюпина, а организаторы японских гастролей — Мариуса Стравинского и Томоми Нисимото.
— Как зарубежная публика позиционирует Госоркестр — как коллектив Светланова, который она помнит еще по пластинкам «Мелодии», или же как музыкантов, которых ведет за собой просветитель Юровский?
— Традиционно публика в Европе возрастная, и точно могу сказать, что Госоркестр они еще забыть не успели. Что касается самого Светланова, на моей памяти — длительный тур в 1997 году в Великобританию, от которого Евгений Федорович отказался (его заменил Арнольд Кац). Как мне кажется, Светланов не очень любил приезжать в Соединенное Королевство, хотя был там неоднократно, и об этом вспоминали слушатели во время нашего осеннего визита.
— Формула — российский оркестр играет преимущественно русскую музыку — была выбрана умышленно? Как писала английская критика, «это как гостеприимный хозяин, который показывает тебе свой дом».
— Конечно, ориентир на русских классиков присутствовал, равно как и на специфику репертуара оркестра. Кстати, в этой связи хотелось бы отдать должное агентству IMG Artists, менеджеры которого с большим энтузиазмом отнеслись к нашему предложению привезти Вторую симфонию Чайковского.
— Подобные длительные гастроли способствуют тонусу оркестра?
— По сути музыканты оказались морально не вполне готовы, хотя молодежь проявила интерес. В трехдневном перерыве между двумя турами я встретил в Москве знакомых из других оркестров, которые расспрашивали меня про «тяжелые гастроли».
Я вижу трудность и неудобство только в том, что приходится работать на чужой территории и дорога отнимает существенную часть времени. В остальном все подчинено цели — сыграть концерты. Сейчас в Госоркестре еще говорят об усталости, но уверен, что через полгода никто из артистов не упустит шанс вновь совершить подобный рывок.
Суммарно у нас получилось 27 концертов. Это несколько масштабных программ. Все произведения коллективу в целом знакомы, но всегда появляются какие-то новые нюансы. Гастроли — особенная часть жизни оркестра, как воздух необходимая ему.
Минимально такие вылазки, по моему мнению, должны длиться неделю, а лучше десять дней и включать порядка шести-семи выступлений. Это проще, чем сконцентрироваться и сыграть в чужой стране единственный концерт.
— Не так давно фестиваль Джордже Энеску в Румынии объявил программу на сентябрь 2019 года, и Госоркестр — один из коллективов-участников.
— Да, мы дважды сыграем в Бухаресте — с Владимиром Юровским (11 сентября) и с румынским дирижером Гэбриелем Бебеселией (12 сентября). В программе первого концерта среди прочего — Вторая симфония Энеску. Этим же произведением мы откроем сезон в Большом зале консерватории 9 сентября 2019 года.
Барри Дуглас: «Игра Госоркестра России — праздник неожиданностей»
— Все те планы, о которых мы с вами говорим, означают продление контракта с Юровским? Насколько мне известно, срок его истекает в 2019 году.
— В пролонгации нет никаких сомнений. Но, как вам известно, не я принимаю подобные решения – это компетенция Министерства культуры и самого маэстро. Со своей стороны могу отметить, что в августе 2020 года мы должны поехать с Владимиром Михайловичем на фестиваль в австрийский Графенегг, и сейчас формируется программа нашего пребывания там. В Москве в сезоне 2019/20 Юровский задействует Госоркестр в концертной версии вагнеровского «Золота Рейна».
— А как сейчас складывается ситуация с репетиционным пространством? Слышала, что Госоркестр приступает к освоению «Зарядья».
— Мы действительно начинаем там репетировать. Менеджмент площадки пошел нам навстречу и предоставил Владимиру Юровскому возможность познакомиться с залом и его акустическими условиями перед выступлением в январе 2019 года. В первом отделении Вадим Репин сыграет Скрипичный концерт Бруха, во втором прозвучит Одиннадцатая симфония Шостаковича, а помимо этого, Юровский предложил взять еще и одну из симфоний Гайдна — роскошный подарок, на мой взгляд.
Конечно, и в дальнейшем у нас будут репетиции в «Зарядье», но там свои условия, касающиеся, к примеру, специфики работы Большого и Малого зала: когда один занят, невозможно задействовать другой. Существует ряд иных вопросов, и, надеюсь, они постепенно разрешатся.
— Станет ли для оркестра «Зарядье» дополнительным плацдармом вместо Дома звукозаписи?
— Мы, конечно, были бы рады время от времени репетировать там, но, к сожалению, это едва ли возможно.
Не так давно я встречался с руководством ВГТРК, собственником ДЗЗ, и меня заверили, что контракт с нами действителен до конца года. Что будет дальше, они пока сами не знают. Но я предполагаю, что репетиционные помещения сохранятся, если они останутся за базирующимися там оркестрами.
ВГТРК договорилась с оркестрами Башмета и Федосеева о здании ГДРЗ
Проблема в том — кто возьмет на себя содержание бывших студий, а сделать это может только Министерство культуры. В их интересах организация репетиций ведущих оркестров. Построить новые залы представляется едва ли реальным делом, хотя и весьма желательным.
Я часто слышу вопрос: «Кто отправится в “Зарядье”?». Думаю, никто. Будучи площадкой городского подчинения, «Зарядье», вероятно, просто не сможет предоставлять площадки федеральным коллективам на регулярной основе.
https://www.classicalmusicnews.ru/reports/v-zale-zarjade-delajut-vse-chtoby-tam-bylo-horosho-i-prijatno/
— То есть вопрос с базой Госоркестра остается открытым…
— И с каждым годом он не приближается к разрешению, скорее наоборот. Прежде всего надо понимать — что именно мы хотим получить от властей, что бы отвечало потребности проводить репетиции один-два раза в день. Мы уже вряд ли когда-нибудь сможем вернуться к графику, когда один дирижер репетирует по четыре часа каждый день и через шесть дней играет симфонию Рахманинова или Чайковского. Не думаю, что наши музыканты захотят работать в таком режиме. Они уже привыкли к другому формату работы.
В ноябрьский приезд Юровского (накануне и в разгар «Другого пространства») мы репетируем в «Зарядье», в консерватории, в МИСиС и в «Оркестрионе».
— Хочется завершить беседу все-таки на оптимистичной ноте. Госоркестр примет участие в фестивале «Вселенная — Светланов!». Что это за проект?
— Его инициатором выступила Марина Бауэр, сотрудница французского агентства «Сарфати», некогда опекавшего Евгения Федоровича. 90-летие Светланова отметили дирижерским конкурсом в Париже и решили продолжить празднование в Москве — устроить фестиваль по аналогии с «Сумасшедшими днями» в Нанте.
Формат таков, что огромное количество разных концертов умещается в несколько дней. По этому образцу в российской столице 10 и 11 ноября «Безумного уикэнда» будут посвящены Светланову. В программе представлены разные жанры – сольное исполнительское искусство, камерные ансамбли, произведения для симфонического оркестра.
Всех артистов приглашает Марина Бауэр — это Борис Березовский, Александр Князев, Вадим Репин, Дмитрий Махтин, два дирижера — Лио Куокман и Роберт Тревиньо — оба лауреаты конкурса Светланова. Мы с большой радостью выступим на этом фестивале.
— Сочинения Светланова представлены в программе?
— Конечно. 10 ноября мы сыграем «Поэму светлой памяти Давида Ойстраха» для скрипки с оркестром, а 11-го — симфоническую картину «Рассвет в поле».
Юлия Чечикова, “Музыкальная жизнь”