23 марта в 13:00, в большом зале Сургутской филармонии состоится премьера музыкального спектакля для детей «Сказка о Попе и работнике его Балде», которую представят концертный оркестр духовых инструментов «Сургут Экспресс-бэнд» и хоровая капелла «Светилен».
В преддверии грядущего представления СИА-ПРЕСС решил подробнее узнать о жизни коллектива«Светилен» и его дальнейших планах у его руководителя — заслуженного деятеля культуры ХМАО Елены Пахнюк.
– В одном из ваших интервью говорится, что хоровая капелла «Светилен» появилась в 1991 году на волне всеобщего желания слушать духовную музыку. А вот об истории создания названия ничего не говорится? Что оно означает?
– Хоровая капелла «Светилен» создавалась как ансамбль духовной музыки с целью изучения духовно-певческого наследия, участия в обрядах православного храма и ведения просветительской концертной деятельности. Имя коллектива происходит от названия молитвы, которая поётся на утрени по окончании канона. «Светилен»- это песнопение, которое исполняется на всенощном бдении и содержит моление о просвещении души светом истины.
– Вы очень часто сотрудничаете с другими коллективами, да и сами уступаете место за дирижёрским пультом другим дирижерам. Например, Павлу Шаромову из Новосибирска вы целых три раза в прошлом году доверяли коллектив. Нет ревности? Не хочется сказать «моё» и никому «Светилен» не доверять?
– Творческое сотрудничество капеллы с выдающимися хоровыми и симфоническими дирижёрами Борисом Тевлиным, Павлом Шаромовым, Андреем Петренко, Владимиром Беглецовым, Валерием Гергиевым является для нас чрезвычайно важным, и способствует повышению профессионального исполнительского мастерства коллектива.
Самым знаменательным и запоминающимся для коллектива стало исполнение девятой симфонии Бетховена в составе сводного хора Югры совместно с симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением выдающегося дирижёра – Валерия Гергиева.
– На ваш взгляд, хоровые коллективы востребованы в наше время?
– Хоровое пение, если говорить об академическом направлении, последние 10-15 лет переживало некоторый спад внимания и интереса. Но благодаря восстановлению хорового общества в России в 2013 году, я думаю, будут разработаны и приняты необходимые документы и постановления с тем, чтобы получить реальные изменения в отношении к одному из самых массовых исполнительских жанров.
И прежде всего,по привлечению к хоровому творчеству детей и молодёжи. Возможно, тогда мы получим подготовленного слушателя на концерты. Но это дело времени.
– Каким вы видите «Светилен» через 10 лет? Не считает ли вы, что для того, чтобы стать «ближе к народу», надо экспериментировать?
– Через 10 лет «Светилен» – это симфоническая капелла. Это коллектив, состоящий исключительно из профессиональных музыкантов и певцов, работающих в тесном сотрудничестве с симфоническим оркестром филармонии. Главная задача – знакомить слушателей Сургута с классическими и современными образцами мировой академической музыки.
Что касается экспериментов… Капелла исполняет достаточно программ, состоящих из популярной зарубежной музыки и современные песни. Но есть предел этих экспериментов. Законы жанра, в которых работает капелла, не всегда позволяют сделать то, что должно быть исполнено другой исполнительской манерой пения или составом исполнителей. Это может быть художественно не достоверно. Нам не поверит слушатель.
– Ваш коллектив существует уже 23 года, как вам удается поддерживать популярность в течение стольких лет?
– Я не могу сказать, что мы популярны. Этот термин вообще вряд ли может быть применим к академическому искусству. Нас знают, и это хорошо. Мы работаем, чтобы сохранить традиционную академическую хоровую культуру, хотим, чтобы будущее поколения знали, понимали и хотели слушать хор. В этом наша сегодняшняя миссия.
– Вы стали меньше исполнять духовную музыку. Почему?
– Это не так. В то время когда «Светилен» назывался «ансамбль духовной музыки», основой репертуара была действительно только духовная музыка русских и зарубежных композиторов.
Ежегодно концертный план Капеллы включает духовную музыку. Только в концертном сезоне 2013-2014 года уже исполнено две такие программы «Stabat Mater» Франсиса Пуленка с симфоническим оркестром филармонии и программа «Пойте Богу нашему» из произведений русской духовной музыки композиторов П. Чеснокова, Д. Бортнянского, С. Рахманинова и зарубежной – И. Баха «Магнификат».
10 апреля с симфоническим оркестром будет исполнено удивительное по красоте сочинение С. Танеева кантата «Иоанн Дамаскин». Приглашаю!
– Кто ваши основные слушатели?
– Я думаю наши слушатели – люди думающие, ищущие и неравнодушные. Они любят петь сами, и любят слушать, когда поёт хор.
– Насколько я знаю, сначала ваш коллектив состоял из шести певцов, а сейчас насчитывается уже около тридцати человек. Как в хоровую капеллу набираются люди?
– Состав капеллы сегодня полностью укомплектован. В капелле на сегодня не хватает профессиональных певцов с опытом работы в хоровом коллективе и редкими голосами тенор и меццо-сопрано. При приёме на работу все певцы проходят прослушивание.
– Вы участники проекта «Филармонические уроки для школьников» и «Филармонические уроки для дошкольников». Расскажите поподробнее о вашей роли в них.
– Программы знакомят детей с хоровым искусством, учат слушать хоровую музыку различать образы и красоту звуковедения, многообразие нюансов и колорит. Наши дети не всегда могут сосредоточенно слушать что-то серьёзное и глубокое для понимания. Но мы стараемся находить для них такой яркий музыкальный материал, который не очень утомляет и заинтересовывает маленьких слушателей.
– Почему вы решили поставить «Сказку о Попе и работнике его Балде». Как вы считаете, эта сказка актуальна наша время и чему она может научить?
– Инициатива исполнения оперы Дмитрия Шостаковича «Сказка о попе и работнике его Балде» принадлежит художественному руководителю концертного оркестра духовых инструментов «Сургут Экспресс-Бэнд» Валерию Санину.
«Сказка..» написана в 1933-1934 годах. Не детская по уровню, с сатирической остротой. Высмеивается глупость и пошлость, это сатира на тех, кто живёт обманом и стяжательством. В музыкальном языке сказки переплетены академический стиль, балалаечный наигрыш, шарманочные обороты, жанры галопа, канкана, марша, вальса-бостона, песни.
Например, использован широко бытующий напев – «Соловей, соловей – пташечка» Народно-балаганный стиль, карусельный, ярмарочный калейдоскоп музыкальных картин и образов, я думаю, доставит слушателям оперы массу положительных эмоций.
Валерия Шишкова, “СИА-пресс”