В Омске продолжаются мастер-классы для учеников школ искусств. Опытом с молодыми исполнителями поделилась скрипачка, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, солистка Московской филармонии, преподаватель Центральной музыкальной школы при МГК Елена Чверток.
Корреспондент “Омск Здесь” пообщалась спреподавателем по классу скрипки и узнала, что нужно сделать, чтобы стать профессионалом скрипичного дела.
— Как вы начинали свой музыкальный путь? Почему выбрали именно скрипку и кто повлиял на этот выбор?
— Можно сказать, совершенно случайно. Я родилась в небольшом посёлке в Белоруссии. И когда мне исполнилось 8 лет, у нас открыли детскую музыкальную школу. Молодые педагоги пришли набирать детей в общеобразовательную школу, стали проверять слух.
Мне всегда нравилась музыка, нравилось петь, очень хотелось играть на фортепиано. Слух был хороший, но на фортепиано было много желающих, и педагоги начали меня уговаривать пойти на скрипку – инструмент не самый популярный.
И мама мне тоже сказала: “Алёнушка, ну что ж, фортепиано так дорого стоит, скрипка гораздо дешевле. Поступай на скрипку”. Вот так и получилось, что я начала учиться играть на скрипке. Вот так возникла любовь. Правда, оказалось, что скрипка совсем не дешевле, чем фортепиано.
— Вы сказали, что в то время не особо знали скрипку. Сегодня скрипичная школа в России более развита? Можно ли её сравнивать с иностранными школами и насколько “котируются” наши скрипачи на мировой музыкальной арене?
— Русская скрипичная школа, вернее, даже советская скрипичная школа – безусловно, была. Но очень много наших педагогов рассредоточены по всему миру, поэтому теперь говорить о русской школе сложнее. Понятие существует, но, поскольку интеграционные процессы по всему миру не стоят на месте, думаю, что сейчас правильнее было бы говорить об универсальной школе.
Мне кажется, “русская школа” – это исторический факт. Мы, конечно же, стараемся сохранять традиции, следуем им, но мы не замкнуты на себе – скрипка играет по всему миру, и, к счастью, везде полно наших замечательных музыкантов и педагогов.
— А в чём традиции именно русской скрипичной школы?
— Это привитие хорошего вкуса, качественного звучания, какой-то духовной содержательности, традиционных ценностей. Это очень важный момент, ведь музыка несёт и воспитательную функцию тоже. Она очень украшает нашу жизнь, она воспитывает душу. В наши дни – это важно.
— Тяжело ли учить современную молодёжь? Если сравнивать с 1990-ми, когда вы только начинали свою педагогическую деятельность, изменились ли дети и меняете ли вы подход к обучению?
— Молодёжь изменилась, конечно. Но дети, которые увлекаются именно классической музыкой, ещё есть, хотя их не так уж и много. Опять же, это наша воспитательная функция: и преподавателей, и государства. Должна быть какая-то ориентированность, общая линия.
Вот у меня недавно состоялся разговор с учеником: рассуждаем, насколько важно играть профессионально, совершенно, красиво, качественно содержательно. А он вдруг говорит: “А кому сейчас играть? Такие люди вокруг…”.
Нужно понимать, если ты сможешь сделать одного-двух человек лучше в этом мире, наверное, это уже будет неплохо. Мы пытаемся сами существовать и воспитывать наших детей именно в таких профессиональных и духовных высоких критериях.
— Не боитесь конкуренции, которую, выучившись, смогут составить вам ваши же ученики?
— Нет, я этого не боюсь. Поколение уходит, а если ученик лучше нас, то этому можно только порадоваться. Каждому найдётся место в этом мире. Если будет появляться больше хороших профессионалов в мире музыки – что же в этом плохого?!
— А есть у нас проблемы в сфере образования скрипачей? Недавно говорили с вашим коллегой, профессором Гнесинки, Андреем Горбачёвым. Он говорил о важности общего музыкального образования. Какова ваша точка зрения на этот счёт?
— Это очень хорошая идея. Общее музыкальное образование во многих странах есть. Мне мой супруг рассказывал, что в Америке преподавателям музыки доплачивают из бюджета, чуть ли не от ФБР. Поскольку общее музыкальное образование снижает преступность. Если бы люди чуть больше разбирались в музыке – это было бы очень здорово: культурный портрет соотечественника был бы иной, развитие человека совершенно другое.
— Кроме духовных ценностей, что ещё развивает скрипка в ребёнке?
— Много чего: моторику, когнитивные функции, ведь это очень сложный координационный процесс. Вообще, всех детей полезно отдавать в музыкальную школу – это развивает оба полушария мозга.
В этом плюсы помимо эстетики внешней, причём я допускаю мысли, что не все люди воспринимают скрипку: кому-то нравится, кому-то нет – мы все разные, пожалуйста, выберите другой инструмент. В любом случае вы выберете творчество и развитие.
— Поговорили о плюсах игры на скрипке, теперь давайте о минусах. Может быть, на здоровье влияет отрицательно игра на скрипке?
— Это как физкультура и спорт: физкультура приносит здоровье, а спорт очень часто здоровье отнимает. Когда дети занимаются на скрипке профессионально, они нуждаются в коррекционной физкультуре, для того чтобы минимизировать воздействие. Ведь когда человек стоит часами с инструментом, даже при условии крепкого здоровья, он нуждается в физических упражнениях – для снятия мышечных нагрузок.
Любой вид деятельности имеет такие стороны, которые приходится компенсировать. Дети, которые приходят играть на скрипке, нуждаются в гармоничном физическом развитии, нашему телу это абсолютно необходимо. А если “только скрипка, скрипка, скрипка”, то, конечно, даже этим прекрасным музыкальным инструментом себя можно угробить.
— То есть идея о том, что если заниматься музыкой, не поднимая головы, то можно добиться высот – это миф?
— Только заниматься – этого явно недостаточно. Конечно, на каком-то этапе ты занимаешься и достигаешь исполнительского совершенства, но ведь игра на музыкальном инструменте – это не только координационно-физическая составляющая, это ещё и интеллектуальная работа.
Надо много чего знать, много в чём разбираться: общее развитие имеет большое значение. Нужно много читать, видеть, знать. Ещё Нейгауз об этом говорил, что музыкант – это целый мир. Очень часто бывает, что современные вундеркинды часто заканчиваются в зрелом возрасте, потому что элементарно не хватает интеллекта для дальнейшего развития. По-всякому бывает
— К чему стремятся все скрипачи, невзирая на возраст и профессионализм, есть какой-то уровень? Например, ты сумел сыграть какое-то произведение и стал самым главным виртуозом-скрипачом мира?
— Двойное к этому может быть отношение. Для многих скрипачей Каприсы Паганини являются такой привлекательной целью. Каприсы Паганини сегодня играют многие (пауза) плохо, а вот сыграть хорошо произведение – это уже совершенно другое измерение. Каприсы являются таким маячком профессионального владения инструментом, может быть, так, хотя таких произведений много.
— То есть не нужно гнаться за культовыми произведениями?
— На разных этапах по-разному. Когда ты молод, тебе хочется, как в спорте: быстрее, выше, сильнее и так далее. Опять же, в каком качестве это будет? Все мы разные. Хотя для игры на скрипке имеет значение быстрее (смеётся).
— Поговорим о мастер-классах, которые проходят в Омске в эти дни, в чём изюминка таких встреч?
— Это как для всех людей – общение является основной отправной точкой. Профессиональное общение обогащает, придаёт вдохновение, даёт толчок, потому что вариться в собственном соку бывает очень трудно для всех, в любой специальности. Я думаю, что во время мастер-классов у людей было и приподнятое настроение, и какие-то впечатления, и поток профессиональной информации.
— А для вас скрипка – это же, наверное, не просто инструмент, это же что-то большее?
— Это образ жизни. Как в любой творческой профессии – это жизнь, она постоянная. Положил скрипку, всё, забыл о ней – нет, это так не работает, все творческие люди так живут. Наша профессия такова.