• Skip to content
  • Skip to secondary menu
  • Skip to primary sidebar
  • Skip to secondary sidebar
  • Skip to footer

ClassicalMusicNews.Ru

Новости академической музыки

  • Новости
    • Поток новостей
  • События
    • Анонсы
    • Репортажи
  • Интервью
  • Публикации
    • Знаменательные даты
    • Страницы календаря Андрея Тихомирова
    • Юмор и курьезы
    • Индустрия звукозаписи
    • Ссылки
    • Исаак Стерн
    • Колонка Александра Курмачева
  • Видео
    • Сумерки богов
  • Тесты
  • Спецпроекты
    • XVI Международный конкурс имени Чайковского
    • Всероссийский музыкальный конкурс
    • “Вселенная – Светланов!” – текстовый онлайн
    • Конкурс имени Евгения Светланова
    • Grand piano competition
      • Grand piano competition текстовый онлайн
    • Конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
    • XV Международный конкурс имени Чайковского
  • О нас
    • E-mail рассылки
    • Бриф для пиарщиков
    • Рекламодателям
    • Как связаться с ClassicalMusicNews.Ru
    • Правила размещения и использования материалов и информации
    • О персональных данных пользователей
Главная » Интервью » Екатерина Мечетина: “Московская консерватория — не то место, куда можно поступить по результатам ЕГЭ”

Екатерина Мечетина: “Московская консерватория — не то место, куда можно поступить по результатам ЕГЭ”

04.09.2017 Оставьте комментарий

Екатерина Мечетина. Фото - Вадим Шульц
Екатерина Мечетина. Фото – Вадим Шульц

Ежегодно 1 сентября среди прочих учебных заведений страны распахивают двери и творческие вузы.

Это — традиционное место притяжения для молодежи: артистические специальности манят, конкурсы в ГИТИС или ВГИК сумасшедшие, распространено мнение, что поступить в них, особенно человеку из провинции и без покровительства, невозможно.

Верно ли это? С таким вопросом «Труд» обратился к известной пианистке Екатерине Мечетиной, в этом году впервые набравшей студентов в свой собственный класс.

Воспитанница Московской консерватории рассказала о легендах и былях прославленного вуза:

“Прежде всего напомню, что Московская консерватория — не то место, куда можно поступить по результатам ЕГЭ.  Только по двум (конечно, тоже очень важным) предметам принимаются оценки, полученные на едином госэкзамене — это русский и литература.

Все остальные дисциплины сдаются очно — специальность, коллоквиум, сольфеджио, гармония…

Будем реалистами: уровень подготовки в музыкальных школах и училищах регионов зачастую не тот, что в Москве и Петербурге. Да, программа ДМШ для всех одна, могу это подтвердить как председатель учебно-методического объединения при Минобрнауки по специальности музыкальное искусство.

Но в ней существуют два направления — общеразвивающее и предпрофессиональное, в каждом из них — пять уровней сложности, на которых педагог может работать с учеником, в зависимости от его способностей и продвинутости. Однако члены приемной комиссии свидетельствуют, и это не может не радовать: в последние годы количество успешных абитуриентов из регионов растет.

Например, в классе Александра Ашотовича Мндоянца, где я уже несколько лет работаю ассистентом, учится Мгер Махсудян из Орска — маленького города Оренбургской области на границе с Казахстаном. Очень талантливый, вдумчивый, хорошо обученный юноша, блестяще поступил три года назад, пройдя вторым или третьим номером.

Пытлив, разносторонен, не только прекрасно играет, но и интересно ведет концерты, думаю даже, со временем он сможет хотя бы отчасти заполнить нишу, опустевшую после ухода из жизни всеми нами горячо любимого Святослава Бэлзы.

Конечно, бывают и осечки. Вот потрясающий случай. Девочка в этом году успешно прошла специальность, но на теоретических экзаменах срезалась, уровень знаний оказался очень низким. Ну, здесь никакой трагедии, ей сказали: приезжайте на следующий год, теперь вы знаете, в каком направлении работать…

Мораль этих историй проста: перед поступлением надо проконсультироваться с теми, кто знает уровень требований в вузе, куда вы идете учиться.

Понятно, я говорю прежде всего о бюджетных местах. Их, кстати, в консерватории большинство. Но не надо думать, что вне бюджета, на платное обучение, принимаются люди с улицы. Все они тоже получили положительные оценки, только не набрали проходного балла.

Вне бюджета учатся и все иностранцы. Московская консерватория особенно популярна у молодых музыкантов из Юго-Восточной Азии. Например, сейчас на первом курсе занимается очень талантливый мальчик из Южной Кореи. Это тем показательнее, что такие, как он, ребята вполне могли бы ехать, допустим, в Германию, где обучение для наиболее одаренных фактически бесплатно. Но они готовы платить немаленькие деньги — ради высокой марки нашего вуза.

Другой вопрос — не все, даже наши соотечественники, кого готовит Московская консерватория, остаются работать в стране. Лауреат Монреаля Павел Колесников, победительница многих конкурсов, выпускница класса Элисо Вирсаладзе Динара Клинтон сейчас, насколько знаю, в Англии. И эти примеры не единичны.

Ну что ж, мы существуем в мире с открытыми границами. Притом прекрасно реализуют себя дома такие одаренные люди, как Михаил Турпанов, который мне симпатичен еще с консерваторских экзаменов, Арсений Тарасевич-Николаев — одна из звезд класса Сергея Леонидовича Доренского, правнук легендарной Татьяны Петровны Николаевой, тонкий специалист по музыке Скрябина.

Все более широкую известность приобретает имя Филиппа Копачевского… Это — будущее нашей музыкальной культуры. И ее уже наступившее настоящее.

Сегодня проблема эмиграции не стоит так остро, как это было лет 20 назад. В 1996 году, когда я заканчивала ЦМШ, картина была другая. Из нашего выпуска уехала практически половина. Мы с друзьями недавно составили карту — где живут соученики, разброс получился огромный, от Латинской Америки до Кореи.

Большинство осело в Европе в немецкоязычных странах. А кто-то не уехал, но сменил профессию — двое стали священниками, один преподает религиоведение в МГУ, еще один — специалист по IT. Некоторый процент ухода из профессии — вещь нормальная, но обидно, когда люди вовсе оставляли сферу творчества, подавались в торговлю — мебелью, машинами… Они имели хороший доход, но точно знаю, что потом очень тосковали по музыке.

Вы все равно можете меня спросить — нужны ли стране те десятки и сотни пианистов, которые каждый год выпускают российские консерватории. Ясно ведь — в оркестр требуются сразу два десятка скрипачей, а пианист — максимум один. Сольную концертную карьеру делают единицы.

Но не забывайте: кто-то должен идти и в концертмейстеры, в педагоги… Учитель музыки — очень высокая миссия. В консерватории никто вам руки ставить не будет, там идет уже шлифовка той технологической основы и музыкальности, которую прививают в среднем звене.

Насколько потрясающие, универсальные люди это делают, я поняла, когда стала работать в ЦМШ. Конечно, это школа элитная, но тот же пример Орска доказывает: среди примерно пяти тысяч детских музыкальных школ страны есть замечательные очаги педагогической культуры, им ни в коем случае нельзя дать зачахнуть.

Пользуясь случаем, хочу сказать, что я горячий сторонник той системы музыкального образования, что сложилась в нашей стране. Как вы понимаете, мои патриотические чувства — прежде всего на стороне родной Московской консерватории, чья школа признана во всем мире. Но есть и другие вузы — например, прогрессивная, высоко ценимая на международном уровне Гнесинская академия.

А еще — институты имени Ипполитова-Иванова, имени Шнитке, Академия имени Маймонида, Университет культуры, Педагогический университет… И это только в Москве. Так что молодому человеку или девушке, откуда бы они ни приехали, есть где учиться.

Другое дело, что на нашу 5-летнюю вузовскую систему или, как ее называют на Западе, специалитет, все время покушаются, пытаясь заменить на так называемую болонскую: четыре года бакалавриата плюс два магистратуры. Россия подписала Болонскую конвенцию, чтобы дипломы наших вузов признавали за рубежом.

Но диплом Московской консерватории и так всегда котировался! Это доказано 150-ю годами ее существования. Таким опытом не разбрасываются. С моей точки зрения, человек после бакалавриата как музыкант все-таки немножко недоучка. Конечно, и он, скорее всего, найдет себе работу, но мечтал он, возможно, о гораздо большем.

По поводу административных инициатив расскажу вам курьезный случай. Год назад «сверху» пришел документ: все наши концертные залы должны быть приравнены к статусу лаборатории. Вы только вслушайтесь, как звучит: Большая лаборатория Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского! И студенческий оркестр теперь не концерт должен играть, а лабораторную работу сдавать…

Я, конечно, понимаю, бюрократическим структурам легче, когда все предельно унифицировано, но не до абсурда же. Ничего, отбились. Отобьемся и от всех прочих неумных атак. И каждому новому таланту — рады.”

Сергей Бирюков, “Труд”

Почитайте еще:
Истории Запада и Востока. Солистка берлинской Штаатсоперы Анна Самуил
Гроссмейстеру и пианисту Марку Тайманову исполняется 85 лет
Антон Светличный: «У меня с Рахманиновым личное…»
Мария Гулегина: "Сейчас раскручивают красивых мальчиков и девочек"
О чём следует молчать
Жан-Кристоф Майо: «Я не променяю Балет Монте-Карло и принцессу ни на один театр мира»
«Опера, которая не оставляет равнодушным». Российские певицы приняли участие в постановке «Травиаты»...
Все будут петь образцово
"Альтовый беспредел приближается", или Беседы об альтистах и не только
Yamaha Gala в БЗК
Юрий Башмет: «Я проложил дорожку молодым альтистам»
Фестиваль ArsLonga представил публике афишу столетия

Раздел: Интервью Метки: Александр Мндоянц, Арсений Тарасевич-Николаев, Динара Клинтон, Екатерина Мечетина, Михаил Турпанов, Московская консерватория, Павел Колесников, Сергей Доренский, Татьяна Николаева, Филипп Копачевский, Элисо Вирсаладзе

Ежедневная рассылка

Подпишитесь на наш ежедневный дайджест! Каждое утро вы будете первыми узнавать о самых интересных новостях музыкального мира!

Reader Interactions

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Основной сайдбар

Знаменательные даты

Мари Рамбер и Марис Лиепа

Исполняется 128 лет со дня рождения Мари Рамбер

20 февраля исполняется 128 лет со дня рождения Мари Рамбер, танцовщицы, хореографа и педагога, одного из крупнейших деятелей хореографии Великобритании, наравне с Нинет де Валуа и Леонидом Мясиным, заложившей основы английского балета. Училась танцу в Польше. После гастролей в Варшаве Айседоры Дункан Мари Рамбер увлеклась ритмопластическим танцем, выступала в любительских…

Арнольд Азрикан запомнился свердловской публике по исполнению главной роли в опере «Отелло». Фото - Екатерина Пермякова

Его Отелло добр, доверчив и простодушен

110 лет со дня рождения выдающегося оперного певца Арнольда Азрикана исполнится 23 февраля. Свердловской публике больше всего он запомнился по исполнению главной роли в опере «Отелло» (постановка 1946 года). Но это лишь один из образов многогранного таланта артиста. Накануне юбилея ВЕ изучил архивные документы, книги с воспоминаниями о певце в…

Вахтанг Чабукиани в партии Фрондосо

60 лет назад в Большом театре Вахтанг Чабукиани поставил балет "Лауренсия"

9 февраля 1956 года в Большом театре балетмейстер Вахтанг Чабукиани поставил балет в трех актах «Лауренсия» по драме Лопе де Вега «Овечий источник». Главные партии исполняли: Лауренсия – Майя Плисецкая, Фрондосо – Вахтанг Чабукиани, Паскуала – Раиса Стручкова, Командор – Сергей Корень. По сюжету крестьянка из испанской деревушки Фуэнте Овехуна…

Лебединое озеро

20 февраля 1877 года состоялась премьера балета "Лебединое озеро"

В 1877-м году этот балет вызвал шквал критики, а спустя десятилетия стал визитной карточкой советского искусства.

4 марта 1877 года – на сцене Большого театра состоялась премьера балета Чайковского «Лебединое озеро»

20 февраля 1877 года было впервые показано «Лебединое озеро»

В этот день, 20 февраля, в 1877 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро".

Instagram

Больше фотографий!
Подпишитесь на наш Instagram!

Это интересно:


Последние новости

У каждой авиакомпании свои правила провоза музыкальных инструментов

О правилах и проблемах провоза музыкальных инструментов

19.02.2019

Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва отправился на гастроли в США. Но ещё до начала путешествия музыкантам пришлось поволноваться за инструменты – у каждой авиакомпании свои правила провоза такого багажа. 

Лукас Генюшас

Лукас Генюшас: “Мне бы в голову не пришло играть Генделя на концертном “Стейнвее”

19.02.2019

Пианист Лукас Генюшас рассказал о своём отношении к аутентизму, клавесину, Генделю и о том, что объединяет Шопена, Чайковского и Десятникова.

Михаил Петухов

Михаил Петухов: «Смолоду меня называли «советским Гленном Гульдом»

19.02.2019

В Камерном зале Московского международного Дома музыки 3 марта 2019 Михаил Петухов и его молодые воспитанники сыграют редко звучащие двойные и тройные клавирные концерты Баха.

Владимир Атлантов

Большой театр поздравляет народного артиста СССР Владимира Атлантова с 80-летием

19.02.2019

Большой театр России поздравляет народного артиста СССР Владимира Атлантова, которому 19 февраля 2019 года исполняется 80 лет.

Сергей Полунин. Фото - Дмитрий Коротаев

Сергей Полунин показал товар лицом

19.02.2019

В концертном зале «Зарядье» состоялся первый балетный вечер. Сергей Полунин, артист с мировым именем, представил программу из двух отделений под названием «Sacre». 

Пермского «Щелкунчика» покажут в Москве и Петербурге

Пермского «Щелкунчика» покажут в Москве и Петербурге

19.02.2019

22 февраля 2019 в кинотеатрах Москвы и Петербурга в рамках проекта «Каро.Арт» пройдут показы и обсуждения балета Пермского театра оперы и балета «Щелкунчик», выдвинутого на «Золотую маску» в семи номинациях.

Четвертый сезон проекта "Точка пересечения" открывает новые имена

Четвертый сезон проекта “Точка пересечения” открывает новые имена

19.02.2019

Уже четвёртый сезон проект “Точка пересечения”, организованный музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, открывает публике новые имена.

Второй сайдбар



Популярное

Footer

  • Новости
    • Поток новостей
  • События
    • Анонсы
    • Репортажи
  • Интервью
  • Публикации
    • Знаменательные даты
    • Страницы календаря Андрея Тихомирова
    • Юмор и курьезы
    • Индустрия звукозаписи
    • Ссылки
    • Исаак Стерн
    • Колонка Александра Курмачева
  • Видео
    • Сумерки богов
  • Тесты
  • Спецпроекты
    • XVI Международный конкурс имени Чайковского
    • Всероссийский музыкальный конкурс
    • “Вселенная – Светланов!” – текстовый онлайн
    • Конкурс имени Евгения Светланова
    • Grand piano competition
      • Grand piano competition текстовый онлайн
    • Конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
    • XV Международный конкурс имени Чайковского
  • О нас
    • E-mail рассылки
    • Бриф для пиарщиков
    • Рекламодателям
    • Как связаться с ClassicalMusicNews.Ru
    • Правила размещения и использования материалов и информации
    • О персональных данных пользователей

Материалы по датам

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Наши друзья

  • "Форум Чайковского"
  • DoubleReed.Ru
  • Конкурс имени Чайковского - спецпроект
  • ChamberMusic.Ru
  • Cello.Ru
  • Валторнист Игорь Лифановский
  • Фестиваль Василия Ладюка "Опера Live"

Темы

XV Международный конкурс имени Чайковского Александр Сладковский Александр Титель Анна Нетребко БСО им. Чайковского Большой театр Борис Березовский Вадим Репин Валерий Гергиев Владимир Мединский Владимир Спиваков Владимир Урин Владимир Федосеев Владимир Юровский ГАСО им. Светланова Галина Вишневская Геннадий Рождественский Денис Мацуев Дмитрий Бертман Дмитрий Хворостовский Дмитрий Черняков Дмитрий Шостакович Елена Образцова Конкурс имени Чайковского Ла Скала МАМТ Мариинский театр Михаил Плетнев Московская консерватория Московская филармония Московский Пасхальный фестиваль Московский музыкальный театр "Геликон-опера" Мстислав Ростропович НОВАТ Оркестр Мариинского театра Пермский театр оперы и балета Петр Ильич Чайковский Пласидо Доминго РНО Сергей Прокофьев Театр "Новая Опера" Теодор Курентзис Туган Сохиев Юрий Башмет Юрий Темирканов

Технология Copyright © 2006-2018, ClassicalMusicNews.Ru. Все права удерживаются.