Выступления Королевского оркестра Консертгебау под управлением маэстро Мариса Янсонса в Москве и Петербурге завершат культурную программу Года России – Голландии.
Концерты пройдут в присутствии королевы Нидерландов Максимы и короля Виллема-Александера.
Консертгебау, отмечающий в этом году свое 125-летие, выступит в России впервые за сорок лет. Маэстро Янсонс составил программу из сочинений своих любимых композиторов Малера, Рихарда Штрауса и Бетховена – коронных номеров оркестра.
Королевский оркестр
— Консертгебау – ваш любимый оркестр?
— Я люблю все оркестры, которыми дирижировал. Консертгебау оркестр с очень большими традициями, богатый историей, колоссальным репертуаром. В свое время с ним были тесно связаны Малер, Брукнер, Штраус. Малер и Штраус дирижировали этим оркестром, дружили с главным дирижером Виллемом Менгельбергом, одним из его первых главных дирижеров.
Штраус посвятил оркестру несколько произведений. Зал Консертгебау создает удивительную атмосферу, в нем потрясающая акустика. Этот оркестр тонкий, рафинированный, с очень красивым звуком.
— На качество оркестра влияет, наверно, и личность дирижера?
— Меня не раз спрашивали, когда я становился главным дирижером того или иного оркестра: “Что вы хотите поменять”? Я отвечал, что ничего менять не собираюсь. Главной задачей было удержать высочайший уровень этого оркестра.
Естественный взаимообмен происходит постепенно и незаметно: индивидуальные качества дирижера влияют на оркестр, а оркестр влияет на дирижера. Когда дирижер дает оркестру спокойно развиваться, то все его лучшие стороны сохраняются и преумножаются, как гены.
— Оркестранты могут высказывать на репетициях свои идеи относительно “видения” той или иной музыки?
— Оркестранты выражают свои идеи непосредственно в игре на инструментах.
— Смена поколений происходит в оркестре безболезненно?
— В последние годы так получилось, что пришло очень много молодежи, сильной, замечательной, которая играет с большой отдачей и энтузиазмом, впитывая сильные стороны традиции. Дух первоклассного оркестра в Консертгебау со временем не исчезает: он передается чудесным образом из поколения в поколение.
С годами оркестр может приобретать что-то новое, но основа будет сохраняться. Такое возможно лишь в высококлассных оркестрах – оркестрах-индивидуумах.
— Какую роль играет королева в жизни оркестра?
— Королева – наша патронесса, она очень заинтересована в поддержке оркестра, вместе с королем часто бывают на наших концертах как в Амстердаме, так и за рубежом, приглашая нас выступить в странах, где проходит их официальный визит.
— Романтики научили слышать в музыке больше, чем музыку. Что наш современник может услышать сегодня в музыке Малера, которую вы исполните Москве и Петербурге?
— Эта музыка способна вызвать очень много мыслей и ассоциаций, в ней заложено громадное количество земных и неземных эмоций, она затрагивает вопросы смерти и бессмертия, реинкарнации, любви, трагизма, гротеска, сарказма, юмора – в ней отражена широчайшая палитра нашей жизни, ощущений человека. Каждый слушатель найдет в музыке Малера что-то близкое себе.
— Как вы чувствуете себя в год 70-летия? Ваша завидная стойкость существует благодаря жажде музыки и творчества?
— И благодаря этому тоже. Стойкость – общечеловеческое явление. Она заложена в природе каждого, кто борется за свою жизнь. Ну, и, конечно, любовь к своему творчеству, к семье – есть много базовых аргументов, помогающих заботиться о своем здоровье и думать о будущем. Но сейчас у меня очень хороший период, я чувствую себя хорошо.
— Для того, чтобы “быть в строю”, вы как-то специально поддерживаете здоровье?
— Специально – никак. Дирижирование – самое лучшее, что можно придумать, оно сопоставимо с физическими упражнениями, а дирижеру приходится быть в движении по шесть часов, а иногда и больше, а это очень хорошая физическая нагрузка. Плюс эмоциональная нагрузка – постоянная перемена настроений и энергии тоже играют роль, поддерживая организм в хорошем тонусе.