
Даниэль Баренбойм принял решение об уходе с поста музыкального руководителя Берлинской оперы. Теперь перед властями Берлина стоит задача найти ему замену.
Контракт с Даниэлем Баренбоймом был заключен до 2027 года, в связи с чем у берлинских чиновников вряд ли есть готовая кандидатура.
Даниэль Баренбойм уходит с поста музыкального руководителя Берлинской государственной оперы
При этом 12 февраля 2023 в Берлине должны пройти выборы в земельный парламент. От результатов этих выборов будет зависеть, кто будет управлять культурой в Берлине в дальнейшем. Соответственно, решение о назначении нового музыкального руководителя Берлинской государственной оперы, вероятнее всего, будет приниматься не раньше конца февраля.
Радио BR-Klassik предложило список дирижеров, которые могут сменить Даниэля Баренбойма на его должности.
Одним из наиболее вероятных кандидатов немецким журналистам представляется Кристиан Тилеманн. Его контракт с Дрезденской капеллой завершается в 2024 году, кроме того, этот дирижер уже заменял Баренбойма на постановке «Кольца нибелунга» Вагнера в Берлинской государственной опере и в туре коллектива по Японии. У него прекрасный контакт с коллективом, да и слушатели отнеслись к его выступлениям с горячим одобрением.
Правда, осенью в одном из интервью Тилеманн обмолвился, что не планирует больше занимать руководящие посты.
Следует также отметить, что, в отличие от Берлинского филармонического оркестра, музыкальный руководитель в Берлинской опере не выбирается коллективом, а назначается чиновниками. Обозреватели BR-Klassik отмечают, что
“стилистически консервативный Тилеманн будет выступать за продолжение предыдущего курса как с точки зрения эстетической ориентации, так и стиля управления”.
Сенатор от Берлина по вопросам культуры Клаус Ледерер в последние годы неоднократно давал понять: он хочет, чтобы культурные учреждения Берлина придерживались более современного стиля управления – некоторые считают, что манера руководства Даниэля Баренбойма была достаточно авторитарна. Теоретически, такой подход может уменьшить шансы Тилеманна.
Элизабет Соботка, назначенная художественным руководителем Берлинской государственной оперы (с 2024 года), а в настоящее время являющаяся руководителем Брегенцского фестиваля, пока не замечена в художественных симпатиях к Тилеманну.
При этом она точно будет иметь право голоса при назначении музыкального руководителя театра и вероятно, в настоящее время согласовывает с нынешним директором Берлинской государственной оперы Маттиасом Шульцем (который перейдет в Цюрихскую оперу в 2025 году) свои дальнейшие действия.
Элизабет Соботка станет художественным руководителем Берлинской государственной оперы
Другим вероятным кандидатом BR-Klassik называет Антонио Паппано. Англичанин с итальянскими корнями – Паппано вскоре покинет пост музыкального руководителя Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне.
Недавняя постановка оперы Пуччини “Девушка с Запада” в Берлинской государственной опере под руководством Антонио Паппано имела значительный успех. Журналисты подчеркивают, что
“Паппано — ровесник Тилеманна, но выступает за другой стиль управления и большую открытость современным театральным формам. Он также имеет многолетний управленческий опыт в Ковент-Гардене и настолько хорошо связан с международной дирижерской сценой, что может также привлекать других высокопоставленных коллег в Линденопер”.
В качестве еще одного кандидата называется Томас Гуггейс – 29-летний ассистент Даниэля Баренбойма. Некогда он экстренно вышел за пульт на премьере “Саломеи” в Берлине, а осенью вместе с Кристианом Тилеманном дирижировал одним из трех циклов вагнеровского “Кольца”.
Впрочем, Гуггейс уже имеет подписанный контракт со Франкфуртской оперой, который начнется в следующем сезоне, так что BR-Klassik считает, что вряд ли он сможет отказаться от этого контракта, не навредив своей репутации.
Среди других кандидатов называются Саймон Рэттл (который, кстати, со времен работы в Берлинском филармоническом оркестре владеет домом неподалеку от дома Даниэля Баренбойма), Джоана Малвиц и Оксана Лынив. Впрочем, по каким причинам немецкие журналисты выбрали именно эти фамилии, из текста материала не совсем понятно.
ClassicalMusicNews.Ru