Ему рукоплещет мир. В репертуаре известного баса Владимира Маторина более 50 партий. 2 мая 2008 года народному артисту России, солисту Большого театра – 60.
— Самая большая слава в опере всё-таки у теноров – Паваротти, Доминго, Каррерас… Потому что они исполняют роли героев-любовников?
– У басов первый герой-любовник – Дон Кихот, сумасшедший романтический старик. Второй – Дон Карлос, которому жена изменяет. Обладатели моего голоса в основном – короли, цари, архипастыри, епископы или благородные отцы, как Сусанин…
Один Мефистофель был без определённых занятий и возраста. По оперной традиции герой-любовник – это тенор или баритон. Как мне кажется, женский организм настроен на то, чтобы слушать «мяуканье» ребёнка. Поэтому для слабого пола тенор понятнее и слышнее.
– Исполнение вами партии Бориса Годунова было оценено как лучшая оперная роль…
– Я спел более 200 «Борисов». В нём есть раскаяние человека, он сам себя доводит до исступления. За рубежом же имя Борис напрямую связывается с Ельциным.
Даже на рекламных щитах оперы рисовали карикатуры на Бориса Николаевича. Странная вещь: 400 лет назад происходили события, описанные в «Годунове». И всё те же проблемы мучили Россию: раскол, наступление поляков-литовцев, татары в Крыму и турецкая опасность…
– Бывшая жена одного известного оперного певца как-то призналась мне: для семейной жизни солисты оперы не годятся.
– Моя супруга занимается музыкой, преподаватель, доцент в Академии им. Гнесиных, где мы и познакомились. Она пианистка, очень любила певцов до знакомства со мной.
Вот смотрите: человеку «нормальной» профессии можно есть всё, кроме жареных гвоздей и стекла. А певцу, когда предстоят ответственные спектакли, за три дня нужно соблюдать строжайший режим: женщин нельзя, алкоголь нельзя, не болтать по телефону – эмоции уходят…
Есть такая поговорка в опере: басы – пьяницы, баритоны – бабники, тенора – дураки! (Улыбается.) В общем, в семейной жизни певцы – очень скучная категория с их режимом, примочками, пожеланиями и обидами.
Ольга Шаблинская, “Аргументы и Факты”