«Лучшей парой» первого сезона проекта «Большой Балет» стали Александр Таранов и Ксения Барбашева из Перми, а победителями второго сезона оказались Инна Билаш и Никита Четвериков.
И в том, и в другом случае к победе их привел главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Алексей Мирошниченко.
В 2020 году ситуация изменилась: Мирошниченко покинул Пермский театр, а в проекте участвует в качестве члена жюри. Однако в главном – требовательном отношении к делу и невероятной любви к балету – Мирошниченко остался не изменен. Об этом хореограф рассказал Алине Артес.
— Вы впервые выступаете в качестве члена жюри проекта «Большой Балет». Вы сразу откликнулись на это предложение? Как это было?
— Нет, не сразу. Во-первых, было такое время, когда многие проекты, в которых я был занят, переносились или отменялись, поэтому долго было непонятно, получится ли у меня быть на съемках в обозначенные даты.
А во-вторых, телепроект «Большой Балет» подразумевает такой формат, что члены жюри высказывают свои замечания на широкую публику, а конкурсанты на широкой публике все это выслушивают. И это несколько смущало, поскольку в данном случае мне предстояло быть отнюдь не зрителем.
Но посмотрев на состав жюри, я с облегчением согласился, поскольку был уверен, что в таком составе мы сможем найти нужную интонацию, чтобы артисты не зажались, а напротив, чтобы сделанные им замечания помогли бы им и дальше расти и набирать мастерство. Ведь это и есть главная задача проекта.
Алексей Мирошниченко: “Билаш и Четвериков - достояние Перми, их надо беречь!”
— Участники проекта готовились к проекту во время изоляции. Это повлияло на форму конкурсантов?
— Безусловно. Ведь никакие домашние экзерсисы никогда не заменят полноценных репетиций, которые проходят в театрах для подготовки артистов к спектаклям. Даже в нормальном режиме работы те артисты, которые чаще выходят на сцену, находятся в лучшей форме по сравнению с теми, у кого мало спектаклей или их долго нет. Поэтому все участники проекта – герои, которые в короткие сроки смогли мобилизоваться и достойно представить театры, в которых они работают.
— В этом сезоне принимали участие российские артисты, да и ваша творческая биография связана с разными регионами России. Если бы можно было составить своеобразную балетную карту страны, какой бы она была?
— Россия очень балетная страна, и во многих городах есть музыкальные театры и балетные труппы. Это хорошее наследство, которое досталось нам от Советского Союза. Если посмотреть с запада на восток, то главную балетную карту страны я бы начертил так: Петербург, Москва, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск. Думаю, что после «Большого Балета-2020» она расширится.
— Если меняется артист балета, то как меняется театр оперы и балета? Какой станет площадка будущего?
— Не артист меняет театр, а театр воспитывает артиста, предлагая тот или иной репертуар. А репертуар зависит от художественного руководителя театра или балетной труппы. «Человек – то, что он ест», – сказал немецкий философ Фейербах. А артист балета – есть то, что он танцует.
Конечно, есть выдающиеся балетные артисты, которые определяли дальнейшее развитие балетного искусства и его эстетику, но они всегда сначала росли на определенном репертуаре в театре, а потом уже делали свой вклад. Уже сегодня балетный спектакль – это бесконечное многообразие видов, форм, стилей и эстетических направлений. Надеюсь, что этот вектор развития сохранится и в будущем.
— Вы не только сотрудничаете с театрами, но и ставите балеты для кино. Насколько эта область отличается от вашей привычной работы?
— Очень сильно отличается. Если тебя приглашают в кино в качестве хореографа, то ты выполняешь ту задачу, которую перед тобой поставил режиссер. Вы можете что-то обсуждать, режиссер может согласиться со многими твоими замечаниями и доводами, он для этого тебя и пригласил. Но конечный продукт зависит от того, как будет фильм смонтирован, и какое видение целого будет у режиссера.
Алексей Мирошниченко: “В хореографии мне хочется говорить по-русски”
— У вас множество престижных театральных наград. А есть ли приз, о котором вы только мечтаете?
— Я мечтаю не о призе, а о хорошо сделанном спектакле. Если получается, это и есть главная награда.
Не пропустите новый выпуск проекта «Большой Балет» 28 ноября в 15:30.
Алина Артес, телеканал “Культура”