
Участник Grand piano competition Захар Внутских — о начале творческого пути, вдохновении и важности саморазвития.
— Мы с тобой беседуем в преддверии конкурса Grand Piano Competition. Расскажи, как проходит твоя подготовка к конкурсу.
— Это многочасовые репетиции, многочасовые занятия. Для любого участника это большой труд и еще серьезная моральная подготовка. Некоторые в таких ситуациях зачем-то стрессуют, но для меня конкурс – возможность заявить о себе, получить приглашения от разных концертных площадок.
Я не рассматриваю конкурсы как дело невероятной важности, настолько ответственное, что от него зависит моя будущая жизнь. Для меня это определенный этап в жизни: я приобретаю опыт, а при удачном исходе получаю возможность концертных выступлений.
— Как конкурсный опыт пригодился тебе по жизни?
— Прежде всего, у меня развивается способность контролировать свои эмоции, свои мысли, концентрироваться на программе. Моральный и ментальный «багаж» огромен.
— А у тебя случались конкурсные неудачи?
— Хм, например, в Астане я занял второе место.
— Обидно?
— Нет, не обидно. Я отношусь к этому очень спокойно, тем более, я столько друзей приобрел за время конкурса. Там первое место отличный парень занял, мы с ним хорошо пообщались.
— Как у тебя возникла идея подать заявку на Grand Piano Competition?
— Я об этом конкурсе знал давно и очень его ждал. Моя подготовка началась еще c конца прошлого лета. Это конкурс от нашего Дениса Леонидовича, и как тут можно не поучаствовать?!
— Волнуешься сейчас, перед конкурсом?
— Минимально. Стараюсь просто успокоить себя тем, что на конкурсе в основном все мои друзья. Зачем лишний раз переживать?
— Что поменялось в твоем рабочем дне?
— Однозначно количество занятий и времени, проведенного за фортепиано.
— А сколько ты занимаешься обычно?
— Три-четыре часа. Когда была учеба, то немного поменьше. Сейчас перед конкурсом – четыре-пять часов. Да, продолжительность занятий увеличилась не значительно, но, в любом случае, я стал более продуктивно заниматься, больше сконцентрирован.
— Будешь за кого-то болеть, смотреть за кем-то во время конкурсных испытаний?
— За кого-то определенного не буду, но за любого победителя буду искренне рад. Хочу посмотреть выступления Кирилла [Рогового], Елисея [Мысина], Льва [Бакирова] – наших ребят из ЦМШ.
— Волнуешься перед выходом на сцену?
— Вообще, бывает по-разному. Могу перед серьезными концертами абсолютно не волноваться, а, например, перед школьным выступлением – внезапно запереживать. Не знаю, как это работает, но в любом случае я могу спокойно нейтрализовать волнение, перестроиться. Для меня это не большая проблема. Мимолетное волнение – и ничего серьезного.
— Как возникла идея заниматься фортепиано?
— Идея, конечно, мамина, она аккордеонистка. А папа просто любит музыку. Мой брат – балалаечник, учится в Колледже имени Шнитке.
— И за всё это время у тебя ни разу не возникло желания бросить занятия?
— Такого желания не было никогда. В любом случае, иногда приходится задуматься: чем заниматься-то, если не фортепиано?
— То есть ты никогда не рассматривал другие профессии?
— Сложный вопрос. Я не думал о них целенаправленно. Наверное, это было бы связано с теорией музыки или спортом.
— Считаешь ли ты, что музыкант должен быть самокритичным? Способен ли концертирующий исполнитель объективно оценить свое выступление?
— Не всегда. Вот, я стараюсь быть самокритичным, но никогда еще одна пара ушей не будет лишней. Я всегда отмечаю удачные стороны своих выступлений, чтобы потом преумножить свои успехи, убрав какие-то негативные моменты. Каждый день я стараюсь расти музыкально.
— Кто же твой главный критик?
— Наверное, всё-таки мама. Она постоянно подсказывает мне пути для саморазвития, не столько даже в фортепианном искусстве, сколько в общем плане, в плане эрудиции. Ведь очень важно развиваться культурно.
— Как тебе работать с оркестром?
— Если честно, то с оркестром мне больше нравится играть, чем одному. Это такое глобальное, захватывающее тебя целиком чувство.
— Есть у тебя такое выступление с оркестром, которое запомнилось больше всех?
— Думаю, что мое самое яркое выступление с оркестром было на конкурсе «Созвездие». Мы с Сочинским симфоническим оркестром под руководством Олега Солдатова исполняли Первый концерт Мендельсона. Я до сих пор переслушиваю эту запись и очень собой горжусь. Мы тогда с дирижером были на одной волне!
— А каково тебе быть участником камерного ансамбля, например?
— Мне нравится, но я пока не могу заниматься этим регулярно. Вообще, камерная музыка очень интересна и важна для пианиста.
— Чем обусловлен выбор конкурсной программы? В ней много листовских транскрипций.
— Просто я очень люблю песни – «Форель», «Лесной царь». Я постоянно слушаю песни Шуберта в разных исполнениях! И вообще люблю этот жанр, такая музыка всегда западает мне прямо в сердце.
— А сам не поешь?
— Нет. Если я запою, то будет печально. Лучше не надо (смеется).
— Музыка какого композитора тебе ближе всего?
— Как раз-таки Ференца Листа. Он мне очень близок в эмоциональном плане – яркий и такой разносторонний. Но еще я люблю музыку Шопена и Рахманинова.
— Что из твоей конкурсной программы дается сложнее всего?
— Наверное, всё-таки Прокофьев, Третья соната. Мы над ней очень долго работали. Она уже в том состоянии, в котором я хочу ее слышать… или пока нет (улыбается).
— Есть ли такое произведение, которое ты ещё не играл, но очень хочешь исполнить?
— Определенно. Список огромный, но больше всего, наверное, хочу исполнить Третий концерт Рахманинова. Но до него нужно головой дорасти.
— Есть ли у тебя время на отдых? Что ты делаешь на досуге, когда свободен от занятий за инструментом?
— Конечно, время всегда находится для этого! Например, я часто хожу в спортивный зал, даже в учебные дни получается! Люблю кататься на велосипеде, а еще стрельбой увлекаюсь, из пневматического оружия, конечно.
— Какие у тебя планы после конкурса?
— Немного развеяться, съездить в Крым, домой в Пермь. Начать разучивать новую программу – Балладу Шопена соль минор, «Красную шапочку» Рахманинова…
— Что тебя вдохновляет в твоих рабочих буднях?
— Например, поэзия Маяковского. Он такая эксцентричная личность… Могу вдохновляться простыми человеческими поступками, достижениями сверстников. Да почти всем, что меня окружает!
— У тебя есть кумиры?
— Эмиль Гилельс. Он самый любимый мой пианист. Жаль, что нет возможности послушать его вживую. Мне очень хотелось бы.
— А из нового поколения пианистов кого нравится слушать?
— Ваню Бессонова, Петю Акулова, Серёжу Давыдченко. Вот, кстати, недавно был финал конкурса имени Гезы Анды в Цюрихе. И там победил наш Илья Шмуклер. Я за ним уже довольно долго слежу и очень горжусь им. Ему удалось завоевать такие награды!
— Как ты считаешь, какие качества должны отличать концертирующего музыканта?
— Первое, что назову, – это усидчивость. Важно чувствовать и понимать, как ты хочешь выразить свои идеи через музыку. Еще нужно быть всесторонне развитым, это очень помогает в исполнительстве. Важно умение принимать критику – без этого в нашей профессии никак.
— Слушаешь ли ты другую музыку, помимо классической?
— Конечно! Очень нравится Виктор Цой, «Звезда по имени Солнце». Могу послушать классику рока – Deep Purple. Слушаю их, чтобы голову разгрузить. Я же в спортзале не буду делать подход под Шуберта? (смеется)
— О чем ты мечтаешь?
— Хм, наверное, после конкурса очень хотел бы купить питбайк. Это такой спортивный мотоцикл, на которым можно кататься без прав по ухабистым дорогам, по лесу. Это как сложится. Очень хотел бы помочь брату со здоровьем.
— Кем ты видишь себя в будущем, когда вырастешь?
— Наверное, я буду известным концертирующим пианистом, музыкантом с огромным опытом. И прежде всего, это важно для меня самого, – постараюсь всегда оставаться человеком, со своими взглядами на музыку и жизнь. Важно быть личностью.
Беседовала Анна Коломоец
Анна Коломоец - музыковед, музыкальный журналист, критик. Продолжает обучение в МГК им. Чайковского по специальности «Музыковедение» в классе Р. А. Насонова
Постоянный автор журнала «Музыкальная жизнь».
Занимается просветительской деятельностью.