13, 14, 15 и 16 июня 2024 года в Пермском театре оперы и балета пройдут первые после долгого перерыва показы балета «Золушка». К возобновлению спектакля пройдет цикл событий «Лаборатории современного зрителя».
«Золушка» Сергея Прокофьева была представлена в Перми в 2016 году и стала одной из ключевых премьер российской балетной сцены 2010-х.
Спектакль снискал и любовь зрителей, и признание профессионального сообщества. В 2018 году постановка была удостоена трех наград премии «Золотая Маска» — в том числе за лучшую работу балетмейстера/хореографа.
Теперь спектакль Алексея Мирошниченко возвращается в репертуар Пермского балета на новом витке развития труппы. Возобновление спектакля завершает цикл премьерных балетных событий 152-го сезона Пермского театра оперы и балета.
По замыслу Алексея Мирошниченко архетипический сюжет о девушке, которая много работает и находит свое счастье, перенесен в театральную среду конца 1950-х. Москва принимает Всемирный фестиваль молодежи и студентов. 1957 год. В Главном театре страны готовится премьера балета «Золушка»…
Прием «театр в театре» позволяет воплощать действие и в советских реалиях, и в пространстве волшебной сказки. Главная героиня спектакля — юная балерина Вера Надеждина, которая готовит партию Золушки в новом балете. На ее руку и сердце претендуют сразу два принца — звезда Парижской оперы Франсуа Ренар и начинающий советский балетмейстер Юрий Звездочкин. Нелегкий выбор разрешается просто: за героиню его делает само время и окружение.
Алексей Мирошниченко, хореограф и автор либретто:
«Наша «Золушка» — это действительно не сказка в привычном понимании слова, а драма, через призму которой мы рефлексируем над собственной жизнью и историей балетного мира и страны в целом.
Этот балет — дань уважения балетному миру. В нашем спектакле раскрываются многие детали артистических будней. Кроме того, я специально вплел в хореографический текст пластические цитаты, характерные для советского времени. «Двойная рыбка», «флажок», «ласточка» и так далее — часть этих поддержек сегодня не в ходу, а хочется, чтобы этот пласт балетной истории не был утрачен окончательно.
Завершается балетная драма в Перми. И это не случайно. Сергей Прокофьев закончил клавир «Золушки» в 1943 году, после поездки в Пермь, куда был эвакуирован Театр имени Кирова.
За визуальное соответствие спектакля эпохе отвечали художники Татьяна Ногинова и Альона Пикалова. За дирижерский пульт на премьере 2024 года встанут музыкальный руководитель возобновления Владимир Ткаченко (13, 14 и 15 июня) и Иван Худяков-Веденяпин (16 июня).
К событию приурочен очередной цикл «Лаборатории современного зрителя» — публичной программы Пермского театра оперы и балета.
9 июня состоится онлайн-лекция «Золушка массового домостроительства в СССР. 1957/1958—1963/1964 годы» Наталии Лебиной, доктора исторических наук, профессора, специалиста по истории советской повседневности. В основе лекции — вышедшая в этом году книга исследовательницы «Хрущевка: советское и несоветское в пространстве повседневности».
15 июня в культурном пространстве «Часовой завод» пройдет лекция Богдана Королька «Прокофьев в «Золушке» и вокруг нее». В 2016 году, накануне премьеры «Золушки» в Перми, Богдан Королёк представил панораму постановок этого балета.
Накануне возобновления он приглашает к разговору о музыке «Золушки» и сопоставляет ее с другими сочинениями Прокофьева, от «Оды на окончание войны» до «Сказа о каменном цветке».
Пресс-служба Пермского театра оперы и балета