Вчера в зале Мясковского Московской консерватории имени Чайковского прошли мастер-классы членов жюри Первого международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition.
После того, как Мартин Энгстрём, Ванесса Латарш и Хёнджун Чан встретились с заинтересованной публикой, ClassicalMusiсNews.Ru узнал их мнения о событиях конкурса и попросил дать советы молодым музыкантам.
Как выступили конкурсанты на первом туре?
Мартин Энгстрём
— Великолепно, меня до сих пор переполняют эмоции. В первый день нам посчастливилось услышать очень талантливых исполнителей. Двоим по 11 лет, а они выглядели наравне с 15-летними ребятами.
Громкость звучания невероятна, а технический уровень феноменален. Это большая радость, что в мире растут такие удивительные дети. Особенно приятно то, что педагоги русской фортепианной школы знают, как не навредить самобытности российских пианистов.
Вы знаете, мне потребовалось немало времени, чтобы соотнести картинку со звучанием, хотя я часто сижу на прослушиваниях музыкантов. Уверен, что многие конкурсанты исполнили свои программы, если не на пределе своих возможностей, то с невероятной отдачей. Я жду предстоящего второго тура с нескрываемым интересом. Мне кажется, что нам стоит ждать настоящих чудес и неожиданных открытий.
Ванесса Латарш
— То, что мы пережили с первых нот — это нечто особенное и незабываемое. До приезда в Москву я с трудом представляла себе, что столько серьезных пианистов удастся собрать в одном зале за один день.
Произошло уникальное событие по техническому арсеналу, музыкальному багажу, выносливости и самообладанию молодых дарований. Спасибо, что они справились с конкурсным волнением и вдохновенно исполнили свои программы.
Хёнджун Чан
— Мне кажется, что в целом удачно. Это прекрасные музыканты, которые хорошо научены. Я для себя отметил высочайший уровень их подготовки. У большинства — отличная техника и расслабленные руки, но не хватает «взгляда со стороны» на произведения и выстроенности по форме в сочинениях.
Конечно, если у пианиста звучит все прекрасно, то это значит, что он завершил обучение. Мне бы хотелось понимать их стремления даже, если они сейчас не очень получаются. Тем более что перспективы в техническом и звуковом плане у каждого из ребят огромны. Участники по-разному раскрываются во время исполнения: кто-то сразу, кто-то к середине программы.
Мне было их интересно слушать. Многие исполнительские интерпретации показались мне убедительными.
Сколько у вас фаворитов и каковы критерии, по которым вы оцениваете участников?
Мартин Энгстрём
— Семь человек восхитительных ребят. На втором туре я окончательно определюсь и выберу пятерых, согласно условиям конкурса.
На что я обращаю внимание? В первую очередь, пытаюсь составить общее впечатление. Как музыкант выглядит на сцене, как реагирует на него публика, умеет ли он произвести впечатление, как быстро ему это удается и способен ли он удержать на себе внимание.
Пианист должен любить играть на рояле, поскольку в дальнейшем ему предстоит часто выступать на сцене. Хорошо, если нравится давать концерты. Когда родители в 11–16 лет заставляют учиться, то вряд ли стоит ждать от музыканта грандиозных успехов.
Для меня также ценно, чтобы молодой пианист смотрел шире нот. Лауреат, по моему мнению, — это образованный человек, которому нравится учиться и приспосабливаться к изменяющейся реальности.
Ванесса Латарш
— С двоими я бы хотела встретиться и позаниматься. За шестерыми, надеюсь, что буду следить — мне интересно, как они подрастут за год. Чтобы сделать свой окончательный выбор, мне нужно полностью услышать программы 15-ти конкурсантов и посмотреть, какое впечатление они произведут на публику.
Для меня одинаково важны музыкальная и артистическая составляющие. Когда говорю о музыканте, то смотрю на технический уровень и звуковой потенциал пианиста. Когда имею в виду артиста, то важно, как он выходит на сцену, взаимодействует с дирижером и симфоническим оркестром. Учитываю нюансы.
Хёнджун Чан
— Я не могу назвать точного количества, но могу сказать, что тех, кто мне понравился на первом туре, много. Все они прекрасны и по-своему уникальны.
Как я оцениваю ребят? Стараюсь смотреть на их возможности и музыкальные способности. Конкурсант должен быть по-хорошему не зависим от мнения преподавателя. Быть гибким для неожиданных ситуаций, происходящих на сцене и в его душе.
Почему для вас важно проведение мастер-классов и чем вам запомнился московский?
Мартин Энгстрём
— Накопленный опыт мне позволяет уверенно давать советы молодежи. Я думаю, что передавать свои умения другим необходимо, потому что путь начинающего музыканта в отличие от многих других дорог, сопряжен с множеством проблем.
Конечно, я ждал оживленного диалога, но слушатели стеснялись. Был готов и к такому развитию событий, поэтому не расстроился. Мне кажется, что музыкант должен задумываться о будущем, а не только о настоящем. Ответить себе, зачем он выбрал такое трудное детство, почему решил стать пианистом.
Ребенку необходимо заранее подготовиться к музыкальной реальности, а она сурова. Однажды за его спиной не окажется родителей и преподавателей. Чтобы пробиться в профессии, ему потребуется много трудиться, а также учиться преподносить себя.
Ванесса Латарш
— Мне нравится менять восприятие сочинений у пианистов. Рассказывать об истории создания произведений, искать и находить звучания, не противоречащее композиторскому замыслу и конкретной личности музыканта. Со многими после мастер-классов, подобных московскому, мы продолжаем занятия. Я получаю обратную связь от ребят разного возраста, когда им удается достичь того результата, который мы, например, обсуждали на мастер-классе.
В этот раз музыкальная подготовка была различной, а потому исполнительский уровень пианистов различался. Мне всегда нравится, когда ученики восприимчивы к критике и на нее не обижаются. Юные пианисты старались выполнять мои рекомендации настолько быстро, насколько им позволяли их возможности.
Мне было интересно работать с ними. Я даже подзадержалась на несколько минут, но, кажется, не заставила никого долго ждать (смеется).
Хёнджун Чан
— Всегда заряжаешься энергетикой от юных музыкантов. Кроме того, ты переосмысляешь свои наблюдения, когда объясняешь и показываешь им то, что ты понял, как тебе кажется, а иногда даже открыл для себя впервые или заново.
На мастер-классе в Москве мне понравилась атмосфера: увлеченные пианисты, заинтересованная публика и замечательный переводчик. Это фантастика, что мне удалось поделиться своим видением на сочинения знаменитых композиторов в легендарной Московской консерватории. Я провел с пользой для себя время.
Хочу надеяться, что со мной было не скучно заниматься тем, кому я давал советы (смеется).
Что вы пожелаете юным музыкантам?
Мартин Энгстрём
— Чтобы они заявили о себе, поскольку в каждом из них есть что-то привлекательное для менеджеров. Также мне бы хотелось, чтобы они смогли донести до нас свои идеи благодаря музыке.
В детстве важно слушать коллег, учиться у других. «Ты думаешь так. Я мыслю иначе. Я могу сыграть интереснее этот виртуозный пассаж». В ситуациях здоровой конкуренции становишься сильнее. Сейчас пианистам нужно, как никогда, бережно и тщательно работать над собой. Порой — быть готовыми, «прыгнуть» выше головы ради выдающихся достижений.
Ванесса Латарш
— Не музыкантам скажу сначала, а их преподавателям и родителям. Уверенности вам в том, что именно вашего ребенка ждет успех в профессиональной деятельности. Всяческой поддержки и понимания со стороны окружающих, поскольку придется сложно на разных этапах взросления юного пианиста.
В случае неудач не грустите и воспринимайте философски этот и другие конкурсы. Соревнование — всего лишь этап творческого пути, который нужно пройти с достоинством. Это платформа для следующих ваших шагов.
Конечно, поблагодарила бы конкурсантов, которые так чудесно сыграли на первом туре и пожелала бы им удачи. Желаю всем ярких впечатлений, разнообразного сценического опыта и меньших переживаний. Я чувствую, что многие из них сейчас волнуются, и понимаю, что конкурс — это сильнейший стресс. Наверное, мы бы всем дали первые места, если бы у нас была такая возможность.
Хёнджун Чан
— Что пожелать? Наверное, быть более открытыми и чаще улыбаться, ведь дело не только в технике, но и в том, как ты выглядишь со стороны. Бояться не нужно. Мы понимаем, что играть на рояле трудно. Возможно, что некоторым стоит больше гулять и меньше заниматься (смеется).
Старайтесь передавать свое видение сочинений. Улучшайте способность себя слушать, а также расширяйте свой общий кругозор, чтобы воспринимать произведения сквозь призму деятельности композитора и его эпоху. Ноты — это повод для творчества. Не стоит воспринимать их как учебник, пусть и своего любимого школьного предмета.
Анна Ефанова