Доктор Беренд Стел (Berend Stoel) из медицинского центра при Лейденском университете (Universiteit Leiden), Нидерланды, и скрипичный мастер Терри Бормэн (Terry Borman) из Арканзаса, США, приблизились к разгадке исключительного звучания музыкальных инструментов, выполненных Антонио Страдивари (Antonio Stradivari) и Гварнери дель Джезу (Guarneri del Gesu).
Оба мастера жили и работали в Кремоне, Италия.
Стел и Бормэн исследовали пять старинных и восемь современных скрипок с помощью компьютерной томографии, используемой, в частности, для поиска опухолей в легких.
Томография показала, что средняя плотность материала у новых и старинных скрипок практически не отличается, но в инструментах 300-летней давности гораздо меньше выражен перепад плотности внутри годовых колец древесины.
С результатами их работы можно ознакомиться в сегодняшнем выпуске журнала PLoS ONE.
Плотность древесины играет решающую роль для качества звука, утверждают ученые и изготовители инструментов. Возможно, небольшая разница летних и зимних волокон клена придает инструментам кремонских мастеров такое звучание. Почему же древесина 300-летней давности отличается от современной?
На этот вопрос может быть три ответа, считает доктор Стел:
«Первое возможное объяснение – климатические изменения, которые произошли в Европе.
Второе – иная обработка материала.
И, наконец, третье – само старение дерева».
Скрипки и виолончели итальянского мастера Антонио Страдивари, которых осталось около 650 экземпляров из более чем 1000 произведенных, высоко ценятся исполнителями, коллекционерами и грабителями.
Так, в мае прошлого года у австрийского музыканта Кристиана Альтенбургера (Christian Altenburger) была похищена скрипка работы того же мастера. Подобная история чуть было не случилась в 1968 году, когда была обворована квартира великого скрипача Давида Ойстраха.
К счастью, скрипке Страдивари повезло, – воры ее не тронули.
Два месяца назад Филипп Квинт (Philippe Quint), скрипач русского происхождения, чуть было не лишился инструмента Страдивари навсегда, по рассеянности оставив его в такси. Однако водитель проявил сознательность и вернул скрипку музыканту.
В благодарность Квинт дал бесплатный концерт на автостоянке.