Партию Одетты-Одиллии исполняет уроженка СССР Юргита Дронина.
В Москве завершается 15-й Beat Film Fest, на котором традиционно были представлены фильмы об искусстве во всем разнообразии его проявлений.
В программу вошла и документальная картина «Лебединая песня» канадского режиссера Челси МакМаллан о постановке «Лебединого озера» в Национальном балете Торонто, где главную партию исполнила уроженка СССР Юргита Дронина.
Подобных фильмов о балете с его блеском и страданиями, трудными судьбами, мозолями, травмами, жестким соперничеством снято в мире много. Все они разного уровня, но неизменно вызывают интерес у публики. Вспомним «Черного лебедя» Даррена Аронофски с Натали Портман, прокатный хит, вызвавшего неприязнь и усмешки в балетном мире.
«Лебединая песня» рассказывает о закулисной жизни ведущей балетной труппы Канады сразу после пандемии, принесшей из-за отмены спектаклей колоссальный убыток в 13 миллионов долларов. Ее художественный руководитель — прославленная балерина Карен Кейн – начинала карьеру в конце 1960-х и тридцать лет танцевавшая в этой труппе.
В 19 лет она участвовала в «Лебедином озере». Ей довелось выходить на сцену с Рудольфом Нуреевым, который однажды привел ее на вечеринку, где были сплошные звезды не балетного мира. Именно там Карен встретила Энди Уорхола, назвавшего ее ангелом. Он нарисовал портрет Кейн. Который ей тогда не понравился, но с годами стал предметом гордости. Карен позирует на его фоне, вспоминая давние дни.
Из-за пандемии ей пришлось отложить свой уход на пенсию. На момент съемок она почти двадцать лет руководила Национальным балетом в Торонто. Тогда это было связано с завершением танцевальной карьеры. И вот вновь пришла пора уходить. Сделать это надо на взлете и ярко.
Как только стало возможным вернуться к репетициям «Лебединого озера» после снятия ограничительных мер, Кейн возобновила работу над прощальным для нее спектаклем. Он должен стать ее лебединой песней и в тоже время чем-то революционным, разрушающим каноны.
Постановку она доверяет молодому хореографу Роберту Бинету. Из Австралии приглашает сценографа Габриэлу Тилесову, которая специализируется на грандиозных шоу, что делает постановку излишне помпезной. Но удивлять, так удивлять.
Камера фиксирует процесс создания спектакля, разного рода переговоры и совещания, ход репетиций, частную жизнь тех, кто причастен к постановке. Не только первых лиц, но и скромных, но очень интересных тружениц кордебалета. Они тут главные. Не раз говорится о том, что без хорошего кордебалета «Лебединое озеро» не может состояться.
Пожалуй, слишком много внимания Челси МакМаллан уделяет революционному решению Карен Кейн отказаться от традиционных трико, словно никаких других новаций и не существует. Не всем нравится идея художественного руководителя выходить с обнаженными ногами. Это неэстетично, неудобно, не спасает от пота. В итоге кордебалет, где все мечтают когда-нибудь выйти в главной партии, появляется на премьере без трико, демонстрируя разнообразную цветовую гамму кожи танцовщиц со всего мира. Вот она таблетка от расизма и своего рода манифест.
Главную партию Одетты-Одиллии репетирует Юргита Дронина – прима Национального балета Торонто, уроженка Саратова (1986 год), которая после распада СССР пытается с родителями вернуться в Литву, где корни их рода.
Мы видим плакатно поданную хронику тех лет — руины, митингующая толпа, танки на улицах, всеобщее кипение. Ситуация была непростая, возникли проблемы с отцом, от которого не было житья. Наступила нищенская жизнь. Спасением для девочки стало поступление в балетную школу.
В 2005 году Юргита участвовала в Международном конкурсе артистов балета в Москве, где представляла Литву. Она также приезжала в Казань на Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуреева. В фильме показана ее нынешняя жизнь – счастливая семья, любящий муж, дети, физические страдания, связанные с травмой.
Ей постоянно приходится что-то предпринимать, чтобы премьера для нее состоялась. Юргите – 38 лет. Пора думать о том, чем заняться после завершения танцевальной карьеры. Да и у Карен Кейн есть на примете юная балерина. В случае, если Юргита сойдет с дистанции перед премьерой, будет кем ее заменить.
Светлана Хохрякова, “Московский комсомолец”