Премьера оперы Верди “Травиата” 6 марта 1853 года провалилась, мало сказать, с треском.
Героиня, умиравшая на сцене от чахотки, обладала такими пышными формами, что публика сочла всю постановку неудачной шуткой.
После второго представления Александр Дюма-сын, автор сюжета, который вдохновил композитора, сказал: “Лет через 50 о моей “Даме с камелиями” будут вспоминать только благодаря Верди”, и он не шутил. 200-летие со дня рождения национального гения в Италии отмечают фестивалем, в программу которого вошли и редко исполняемые в наши дни оперы Верди.
Франческо и Амалия оживают на сцене Королевского театра Пармы. Здесь дают оперу “Разбойники” – произведение, созданное Джузеппе Верди по сюжету знаменитой драмы Фридриха Шиллера. На премьере в июле 1847 дирижировал сам Верди, к тому времени уже ведущий композитор Италии.
В октябре 2013 года Франческо Иван Чампа дирижирует филармоническим оркестром имени Артуро Тосканини и хором Королевского театра Пармы.
“Я уже дирижировал операми Верди “Бал-Маскарад”, “Риголетто”, “Навуходоносор”. Но в этом году эмоции зашкаливают – мы празднуем 200-летие великого композитора. Я чувствую большую ответственность еще и потом, что эту оперу не так уж часто представляют на сцене. Она очень сложна для голосов”,
– признается Франческо Иван Чампа.
“Очень длинные партии. Например, у меня роль такова, что и на крик порой приходится переходить. Но я очень рад, что у меня есть возможность исполнять сочинения Верди. Особенно здесь, на его родине. Знаете, для итальянского тенора петь Верди – это едва ли не высшая точка карьеры”,
– замечает исполнитель роли Карло Роберто Ароника.
Эту историю о любви, предательстве и чести в Королевском театре Пармы в последний раз ставили 39 лет назад. Лео Мускато, который недавно стал лауреатом премии музыкальной критики “Франко Аббьяти” как лучший режиссер, “Разбойников” поставил специально для фестиваля Верди. Не отходя от классического варианта. Певцы признаются, только они готовились месяц. В числе сложностей, говорит Аурелия Флориан, исполнительница роли Амалии, смена нарядов.
“За спектакль я переодеваюсь трижды, но между первым и вторым актом у меня всего сорок секунд, чтобы сменить это белое нежное платье на это оранжевое. Адреналин бьет, вот и получается”,
– поясняет она.
Венок как дань памяти у памятника Джузеппе Верди, что неподалеку от Королевского театра Пармы. Несколько раз в год итальянцы здесь устраивают торжества в честь своего великого соотечественника. Изначально, столетие назад, памятник находился где-то в четырехстах метрах от этого места, но во время Второй мировой войны был разрушен.
“Перенесли сюда только вот эту часть, остальное разрушено или ничего не осталось. Там было 27 скульптур – “Аида”, “Трубадур”, “Травиата”,
– говорит искусствовед Элизабетта Ивальди (Италия).
Остался рельеф, в центре которого сам Верди, окруженный аллегориями и героями своих опер. Здесь – Виолетта, Альфредо, Аида, хор цыган из “Травиаты”… Миниатюры скульптур, окружавших памятник Верди в Парме до Второй мировой войны, можно увидеть в главном зале клуба двадцати семи. Почитатели творчества маэстро создали его в 1958 году, в основе – названия 26 опер плюс “Реквием” Верди, итого 27 произведений. Король на час и Альзира – так представляются члены клуба двадцати семи.
“Не представляемся настоящими именами, особенно, официально”,
– говорит заместитель председателя клуба двадцати семи Альзира.
“Основатели клуба, в их числе был мой отец, получили новые имена – названия опер. Сейчас они передаются по наследству. Новым членом может стать и не родственник, но этот человек обязательно получит имя того, кто уходит”,
– подчеркивает председатель клуба Король на Час.
Имя каждого можно увидеть на отдельном стуле. Вот уже более полувека члены клуба собираются по четвергам, чтобы послушать оперы Верди в различных трактовках. После – обсуждение. В клубе несколько сотен записей. Конечно, портреты самого Джузеппе Верди и афиши его спектаклей. Можно только догадываться, сколько раз маэстро проходил по этой улочке, что ведет к Королевскому театру Пармы.
“Много раз, потому что в 1843 году он дирижировал “Набукко” после успеха в Милане, потом еще в 1857 году дирижировал Les vêpres siciliennes. Он был очень точный, аккуратный, он хотел, чтобы все было отлично, особенно здесь, в Парме, потому что даже зрители здесь очень любили его музыку”,
– продолжает искусствовед Элизабетта Ивальди.
В последний раз в Королевском театре Пармы маэстро лично представлял оперу “Аида”. Это было 1872 году. Но и спустя более ста лет незримое присутствие Джузеппе Верди здесь несомненно ощущается.