Речь о клавишах, конечно. Расскажу по порядку.
Второй тур для меня разделился на онлайн и офлайн, потому что сегодня я добралась до Московской консерватории и теперь передаю свежие новости практически «от станка». И вот какими наблюдениями хочется поделиться.
Первый же день второго тура показал, а точнее акцентировал, что наряду с выбором программы один из важнейших выборов, который лучше бы сделать претенденту на премию Международного конкурса имени Чайковского – это выбор будущего партнера на сцене. Причем выбор надо бы сделать заранее и в пользу равного, с которым можно достаточно серьезно поработать над программой, и кто поймет на сцене с полувзгляда и полувздоха.
Почему появились такие мысли?
Еще на первом туре все обращали много внимания на потрясающих концертмейстеров, которые серьезно украсили многие выступления. А дуэт Даниила Когана и Анны Тамаркиной на втором туре с первых нот задал такую высокую планку ансамблевого мастерства на весь тур, что стала очевидной разница с теми выступлениями, которые «просели» по ансамблевой сыгранности, взаимопониманию или интерпретации на сцене.
Очень обидно, например, было слушать сонату Бетховена в исполнении китайского участника Ли Хао. А смена партнера посреди программы была и вовсе непонятной.
Как пример усиления позиций солиста благодаря ансамблевому мастерству можно привести дуэты Михаила и Людмилы Усовых и Равиля Ислямова и Шолпан Барлыковой.
И тут надо понимать, что для тех, кто находится по эту сторону рампы, не очевидны творческий и организационный процессы. Слушатели могут судить и оценивать только результат, который выносится на сцену. И тут не сработают никакие доводы. Или пан – или пропал. Никому в зале не интересно, кто виноват и что делать.
Получается, что лучше всего выглядели те конкурсанты, у кого был более подготовленный ансамбль. Потому что, если круто сыграл сонату и пьесу – это уже большая часть программы, а дальше играть уже гораздо легче, даже если это соло.
Сегодня по свежим следам коротко скажу про дуэт Равиля Ислямова и Шолпан Барлыковой, хотя это не единственный великолепный ансамбль, как уже было сказано выше. Соната Прокофьева, исполненная ими, имела оглушительный успех. Могу подтвердить, что зал не дышал между частями и в тихих местах, после второй части в холодном зале стало жарко, а во время третьей многие пережили весьма драматичные эмоции.
В продолжение программы были исполнены «Ноктюрн и Тарантелла» Шимановского, «Китайский тамбурин» Крейслера и «Фантазия на темы из оперы «Кармен» Ваксмана, и стало очевидно, насколько широк инструментальный, ансамблевый и артистический спектр исполнителей: богатая образность, стройность и логичность форм, подчиненных философскому содержанию, тончайшие звуковые оттенки, глубокое знание стилей разных композиторов и эпох, и так далее..
Таким образом, можно сделать выводы: хочешь ярко и уверенно выглядеть на Конкурсе имени Чайковского – вези с собой на конкурс своего любимого партнера по ансамблю, как бы это ни было сложно. Он поддержит на сцене, разделит с участником трудности и радости совместного творчества, а также заслуженный успех.
А мы, слушатели, получим больше ярких незабываемых впечатлений и эмоций, отблагодарив исполнителей громкими и продолжительными аплодисментами.
Гульнара Латфуллина