Фильм “Нота” об альтисте и дирижере Рудольфе Баршае представил в Московской филармонии режиссер Олег Дорман.
Произведения из репертуара Баршая звучали на концерте памяти музыканта в зале им. Чайковского. В 1955 году Рудольф Баршай основал Московский камерный оркестр – первый в СССР. Музыкант выступал со Святославом Рихтером, Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом.
Более 30 лет Рудольф Баршай жил и работал в Швейцарии. Музыкант писал транскрипции для камерного оркестра, завершил неоконченную 10-ю симфонию Густава Малера. В 2010 году маэстро закончил работу над “Искусством фуги” И. С. Баха, рукопись готовят к публикации. Рудольф Баршай выступал с Национальным оркестром Франции, Лондонским симфоническим оркестром.
За несколько месяцев до смерти маэстро его навестил режиссер Олег Дорман. Автор “Подстрочника” собирался только договориться о создании документального фильма – приехал один, без оператора.
“Я увидел человека на краю жизни, который оглядывается на прошлое, и смотрит на него даже не с высоты опыта, а из каких-то иных пределов, человека, который всю жизнь был занят одним: достижением совершенства в своем ремесле”,
– рассказывает Олег Дорман.
Совершенство, делится Дорман, подчас интересовало Баршая больше, чем благополучие или слава. Он отказывался от безумных гонораров, если ему не подходила программа. Свободный от исполнительской рутины и бизнеса, был честен во всем, что говорил и делал. Прививал советским слушателям любовь к композиторам эпохи барокко – Корелли и Перголези. Играл с Ойстрахом, Рихтером, Коганом – обо всем этом вспоминает в фильме.
Записал всего Бетховена, знакомил с современниками – так, первым исполнил 14-ю симфонию Шостаковича. Переложил для камерного оркестра Прокофьева, Бородина, Равеля – произведения из репертуара Баршая звучат в зале имени Чайковского, на концерте памяти музыканта.
“Рудольф занимался всю свою жизнь только музыкой, когда его спрашивали, какое у него хобби, он говорил: хобби у меня – музыка”,
– вспоминает вдова музыканта Елена Баршай.
На закрытом показе картины о Баршае в Московской филармонии, в первую годовщину смерти маэстро, его близкие рассказывают, каким был Рудольф Борисович. Как создавал легендарные коллективы: в 1944 году вместе с единомышленниками – Квартет Бородина, в 1955 году – Московский камерный оркестр. Коллектив, ставший гордостью Советского Союза, готовил полгода, репетировал даже по ночам. Так выпестовал музыкантов, что могли играть без нот и даже без дирижера – когда Баршай стал “невыездным”.
“Этот оркестр до сих пор называют “Ролс-ройс”, то есть это была ручная, филигранная работа”,
– рассказывает Елена Баршай.
Слушая в детстве запись 40-й симфонии Моцарта, Олег Дорман еще не знал, что исполнитель – баршаевский оркестр. На пластинках не было имени дирижера. Исчезло оно и с афиш Московского камерного оркестра, когда в 1977 году музыкант эмигрировал в Израиль, затем в Швейцарию. Замалчиваемая на родине фамилия «Баршай» прогремела за границей.
Его пригласили Лондонский симфонический, Национальный оркестр Франции и коллектив Западногерманского радио. В 1988 году наградили «Грэмми». А он продолжал служить своему делу. Записал все 15 симфоний Шостаковича, между делом завершил неоконченную 10-ю симфонию Малера. В последние годы дописывал оркестровку «Искусства фуги» Баха – боялся, что не успеет.
“Если мы приезжали домой, и я еще не успевала разгрузить вещи, и через две минуты я уже слышала “Искусство фуги” на следующем этаже, он уже играл свое любимое “Искусство фуги”,
– вспоминает Елена Баршай.
Последнюю ноту в “Искусстве фуги” Рудольф Баршай поставил за несколько дней до смерти. Успел. Рукопись сейчас в издательстве. Вот-вот будет опубликована. И исполнена. Как надеются друзья и коллеги маэстро, его родным Камерным оркестром, который и сегодня называют – “Баршаевским”.