Алексей Герасимчук потерял родителей и остался совершенно один. Но талант Алексея и участие в его судьбе многих неравнодушных людей сотворили чудо: он не попал в психоневрологический интернат, а учится на композитора и готовится сдавать выпускные экзамены.
«Атака звука»
Мама Леши, Бронислава Яковлевна, была пианисткой и все силы вкладывала в музыкальное образование сына. Она умерла в 2008 году, а спустя два года умер Лешин отец. Музыкальное училище им. Мусоргского, где Леша учился, не могло в одиночку справиться со странным мальчиком, и его отчислили по собственному желанию, без возможности восстановления. Все произошло словно в одну секунду: была семья, любящие родители, учеба — и вдруг ничего не стало.
Начались принудительные госпитализации в психиатрические больницы, которых Леша настолько боится, что до сих пор рисует в 3D ординаторские и рентгеновские аппараты.
«Это иллюстрация моих кошмарных снов,
— признается он.
— В психушке привязывают к постели, насильно колют лекарствами. Не хотел бы туда попасть снова».
Другой его страх — что, если он будет плохо учиться, все «наплюют на него с высокой колокольни, скажут, что он тупой, и отправят в интернат для умственно отсталых».
Наверное, так бы и случилось, если бы Лешу не поддерживал фонд «Пространство радости», куда мама успела привести его еще при жизни. Сотрудники фонда регулярно навещали его, организовывали быт, общались с социальными службами и помогали справляться с тяжелыми приступами тревоги, которые нередко доходили до самоагрессии.
Они же познакомили своего подопечного с музыкальным педагогом Еленой Иготти. Она вспоминает ту первую встречу:
«У Алексея было обострение, он не мог справиться со страхом и тоской иначе, чем причиняя себе боль. Но вот Леша сел за фортепиано, сначала сыграл что-то по желанию, потом я предложила свою программу, и сразу стало ясно, что он очень одарен. Талант слышен сразу, когда с первых нот идет мощная атака звука. Это ни с чем не перепутаешь.»
Они стали заниматься. Леша выходил из себя, когда у него что-то не получалось, мог резко грохнуть по клавишам, но Елена, по ее словам, быстро научилась с этим справляться.
«Так, мой дорогой,
— говорила она.
— Как только ты переступаешь порог моей классной комнаты, ты это все прекращаешь».
Опыт занятий с аутичными людьми у Елены был — она занималась (и продолжает заниматься) со студентами центра «Антон тут рядом».
«Для меня ученики с аутизмом не отличаются от любых других, просто есть определенная специфика.
Более того, не только я их учу, но и они учат меня, в первую очередь тому, что нет общих правил, только индивидуальный подход.
Это верно в отношении любого человека, а в отношении человека с аутизмом — в особенности. Честно говоря, если выбирать между обычными людьми и людьми с РАС, то вторые мне ближе. Они не умеют врать.»
В 2013 году Леша перешел в центр «Антон тут рядом», занятия продолжались, и Елена Иготти поняла, что ее одной уже недостаточно. С помощью фонда Леше собрали деньги на обучение в частной консерватории им. Б. А. Бершадского, он поступил, однако в 2018 году вуз упразднили.
Тогда Иготти и другие преподаватели, которых она познакомила с Лешей, решили, что надо идти в государственную консерваторию им. Римского-Корсакова. К тому времени стало ясно, что Алексей не только играет, но и сочиняет музыку. Им заинтересовался выдающийся композитор и музыкальный педагог Сергей Слонимский. На прослушивании он сказал: «Талант. Надо брать».
«Многие в консерватории были против,
— вспоминает Елена Иготти,
— но проректор по учебной работе нас поддержал. В итоге Леша наравне со всеми сдал вступительные экзамены, прошел конкурс и стал студентом.»
«Помогая ему, я помогаю себе»
Но в одиночку Леше с очным присутствием на занятиях было не справиться. Его куратор в центре «Антон тут рядом» Наталья Козлова пыталась привлечь волонтеров, но они не могли ходить каждый день, и ей регулярно приходилось их подменять.
Человеку с аутизмом обычно важно, чтобы все шло по плану. Даже такая мелочь, как изменение в расписании, ввергала Лешу в стресс. Он был гиперответственным студентом, педантично выполнял все задания, не прогулял ни одной лекции и все равно боялся, что его выгонят.
Наташе то и дело звонили с поста охраны: «Вашего парня опять накрыло» — она бросала все и мчалась его успокаивать. Выход был один: составить индивидуальную программу сопровождения с постоянными тьюторами, которые могли бы подменять друг друга.
«После множества собеседований мы отобрали двух человек,
— рассказывает Наталья.
— Кристина и Катя работают с Лешей по очереди в разные дни, и это очень важные для него люди. Они помогают ему и с организацией ежедневной жизни, с оплатой за квартиру, и, конечно, на занятиях в консерватории.»
Тьюторы были рядом не только, когда Леше надо было помочь, но и когда требовалось объяснить окружающим, что все нормально и под контролем. Никто ни разу не сказал: «Надо бы этого отчислить». К тому же выяснилось, что в консерватории есть целый инклюзивный отдел, и он очень поддерживал в трудные моменты.
Я спрашиваю у Натальи, не слишком ли много народу вовлечено в Лешину адаптацию к учебе. Оно вообще того стоит?
«Если бы Леху запускали в космос, то я бы, наверное, взвесила все «за» и «против»,
— смеется она.
— Но речь идет об образовании, о развитии таланта, и это базовое право любого человека. Мы должны помочь его реализовать.»
Тьютор Кристина вспоминает, что трудности с Лешей начались в первый же день. У него не загружался телефон, он стал себя накручивать, что на починку понадобится много денег, и вдруг ударился головой об стену. Кристина испугалась, хоть и была предупреждена. Когда Наташа спросила ее, готова ли она продолжать, та честно ответила: «Не знаю».
С тех пор прошло три года, Кристина научилась предотвращать трудные состояния на подходе и уже не представляет себе жизни без Леши. Она звонит ему утром по 20 раз, чтобы разбудить на занятия (плохой ночной сон, таблетки), слушает его партитуры и восхищается фантастической музыкальной памятью Леши, который знает наизусть все — от Баха и Моцарта до Nirvana, Whitesnake и Guns N’ Roses. И, конечно, она умеет успокаивать его тревогу:
«Недавно он стал говорить, что ему снятся Шекспир и братья Гримм, которые велят ему писать огромную партитуру, делиться ею со всеми и беспокоиться. А я говорю: «Леша, не обязательно слушать все, что говорят Шекспир и братья Гримм».»
Кристина признается, что последние два года эта работа очень помогает и ей самой.
«Жизнь стала ужасно нервной, я постоянно чувствую себя плохо. Но работа с Лешей придает этой жизни смысл. Когда рядом есть человек, который закошмаривает себя так, как тебе и не снилось, то, успокаивая его, ты успокаиваешься сам. Говоришь: «Все будет хорошо, свет обязательно победит, вот увидишь».
«Помогая Леше, я помогаю и себе,
— говорит другой Лешин тьютор, Катя.
— Я вижу дно, от которого можно оттолкнуться, чтобы начать всплывать. Когда Леша говорит: «Кто-то решил, что наша планета устарела» или «Консерватории — конец, ее скоро не станет», ты понимаешь, какой вселенский ужас владеет человеком, и радуешься, что самого страшного пока не случилось. А значит, есть воздух, которым можно дышать.»
Рояль Полины Осетинской
Выпускные экзамены будут в июне, но Леша волнуется уже сейчас.
— Камерное сочинение, коллоквиум, оркестр, — перечисляет он. — Стремно, еще как стремно!
— Не волнуйтесь, — говорю, — я видела вашу зачетку. Вы прекрасный студент.
— Прекрасный студент? — эхом откликается Леша. — Видели мою зачетку? Там хорошие отметки? Я отличник?
Видно, насколько его самоощущение зависит от того, что о нем думает собеседник.
Успех в глазах смотрящего. Мы все такие, но умеем это скрывать, а вот Леша не умеет.
Пятерка для него — больше, чем хорошая оценка. Она означает, что Алексей Герасимчук все делает хорошо и правильно, а значит, мир не рушится.
«От преподавателя по аранжировке у меня всегда позитивная реакция, она меня хвалит, она — лапуся»,
— бесхитростно делится он.
О музыке Леша говорит как бы заученными фразами, но это лишь потому, что у него не хватает слов спонтанно и ярко передать, как дороги ему 22-й и 23-й концерты Моцарта или «Времена года» Вивальди, переложение которых он делает для хора дивизи (divisi — разделение хоровой партии на верхнюю и нижнюю. — Прим. ред.) и аккордеона.
«Там партии сопрано — колоратурные, лирические, драматические, 10 партий меццо-сопрано, колоратурные, лирические, драматические, — он как бы в уме загибает пальцы, — два солиста, общий хор…»
Потом он рассказывает, что любит современный рок и ни в коем случае не считает его хуже классики. Свою выпускную работу он пишет про взаимосвязи классической и современной музыки.
«Привожу примеры влияния рок-композиторов на оперу Джона Адамса «Никсон в Китае». И про Джоша Клингхоффера — как на него повлияли Пол Маккартни, Роберт Плант и Джимми Пейдж, а еще — Стивен Тайлер, Дэвид Ковердейл, Микки Муди. Шнитке был полистилистом, в его «Гоголь-сюите» слышим влияние Гайдна, Моцарта.»
Недавно у Алексея появился собственный рояль, который ему подарила Полина Осетинская.
«Это один из моих инструментов, он мне как родной, я не могла его отдать в чужие руки,
— говорит Осетинская.
— Мне нужно было знать, что он продолжит жизнь у хорошего человека и будет оценен по достоинству.»
Рояль доставляли из Москвы в Санкт-Петербург, Катя с Кристиной с точностью до миллиметра замеряли дверные проемы в Лешиной панельке в Купчино — вдруг не пройдет? Одну из двух комнат пришлось полностью освободить, инструмент должен был занять ее целиком. В назначенный день приехали грузчики, рояль втащили на второй этаж. Стали звонить в дверь, а реакции никакой. Леша спит.
«Наконец появляется на пороге, заспанный и недовольный,
— смеется Кристина.
— Рояль занесли, поставили, тут Леша окончательно проснулся, сел и заиграл. Такого концерта мы еще не слышали. Стояли с Катей, затаив дыхание, и снимали на телефон.
Он играл, не отрываясь, минут сорок, все по памяти, она у него феноменальная.»
— Что вы будете делать после окончания консерватории? — спрашиваю я Лешу.
— Буду рисовать кабинеты, санузлы, приемные покои с кушетками, капельничные, гардеробы, — внезапно отвечает он. — Стану 3D-дизайнером местности, за это хорошо платят.
— А композитором не будете? Это же ваша специальность.
— У меня композиторская работа, скорее всего, не получится. Потому что в композиции надо искать новый стиль, а я этого не могу сделать, не хватает фантазии. Получится аранжировка, скорее всего, переложения.
«Это прямая цитата его мастера по композиции, Александра Юрьевича Радвиловича,
— вставляет тьютор Катя, которая присутствует при разговоре.
— Он очень переживает за своих учеников, и поэтому очень к ним требователен и редко хвалит. А Леша чувствителен к негативной обратной связи. Даже когда мастер просто напряженно молчит и смотрит в ноты, Леша считывает это как недоброжелательность.
Я поначалу тоже была обескуражена, когда услышала, что Леша никогда не станет композитором. Зачем тогда моя работа? Но постепенно я поняла, что этот выбор — не случайность, и все мои сомнения улетучились.»
«Урок по композиции через час,
— сообщает Леша.
— Мне страшно.»
«Никогда не будет композитором»
Волнение перед разговором с Александром Юрьевичем передалось и мне. Какой он? Неужели вправду такой суровый? Но ведь Катя рассказывала, как он давал свои деньги на ремень и брюки для Леши, чтобы тот как можно лучше выглядел. Жест пусть неожиданный, но уж точно не формальный, идущий от вовлеченного и неравнодушного человека.
Так и оказалось. Александр Юрьевич рассказывает о Леше с большой симпатией, но и с озабоченностью. Он очень много сил и души вложил своего ученика и с грустью признает, что результатом не доволен. Радвилович вообще кажется очень резким и прямым. Не только с собеседником, но — в первую очередь — с самим собой.
После смерти Слонимского он унаследовал курс, на котором был и Алексей Герасимчук. Александр Юрьевич был осведомлен о необычном студенте, но не счел возможным от него отказываться, потому что «это был бы огромный душевный стресс, а для Алексея это непозволительно». Их учеба продолжается 4,5 года, на 3–4-м курсах занимала у Радвиловича, по его собственным словам, где-то 30% времени и требовала очень много сил.
— Алексей обладает определенными музыкальными способностями, но, возможно, в силу его особенностей, у него отсутствует самая главная категория композиторского склада: фантазия. Она находится в зародышевом состоянии и никак не может выбраться наружу. На протяжении 4,5 лет я пытаюсь его расшевелить, но вижу, что не получается.
Не потому, что я плохой педагог или он бездарный человек. У него есть определенный склад ума, он неплохо знает музыку. Но сейчас я не могу себе представить, чем Алексей займется, когда закончит консерваторию. Он получит диплом и, скорее всего, в нем будут хорошие оценки. Но что он станет делать с этим дипломом — для меня большая загадка.
— А что станут делать со своими дипломами все остальные?
— Композиторов, конечно, не может быть много, но у остальных есть возможность искать себя в смежных областях. Из 10–12 человек, которые выпускаются каждый год, в профессии остается четверть. Кто-то уходит преподавать в училищах и в школах, кто-то становится наборщиком нот, кто-то занимается электронной музыкой для театра, для кино. Но Алексея в этой роли я не вижу.
Преподавать он вряд ли в состоянии. Чтобы быть аранжировщиком, нужно знать компьютерные программы, которыми он владеет лишь на самом базовом уровне. Ему нашли ассистента, который будет вместо него делать озвучивание его камерного произведения. Сам Алексей, к сожалению, этим заниматься не может. Сейчас мы общими усилиями закончили оркестровое сочинение к экзаменам, довели его до той степени, когда я могу выдохнуть и сказать, что работа сделана.
Александр Юрьевич отдельно упоминает, что Алексею трудно социализироваться, он никогда не участвует в совместных обсуждениях, все время находится в стороне. Однажды Радвилович приглашал всех студентов к себе на дачу, и Алексея вместе с его сопровождающими — тоже. Однако тот сказал, что не поедет.
«Понимаете, я в некотором недоумении,
— продолжает Александр Юрьевич.
— Нас учат, чтобы мы относились к подобного рода людям без предубеждения и без отдельного снисхождения, потому что они ничем не хуже других. Я и отношусь требовательно, как к остальным. Однако мои усилия где-то на 90% уходят в воздух.»
— Может быть, не надо, как к остальным? Существуют ведь определенные методики для работы с людьми с аутизмом, их основа — положительное подкрепление, то есть поощрение за прогресс, пусть и скромный, но значимый по сравнению с тем, что было раньше.
— Вы говорите о дрессировке, а я хочу сказать, что композиторского дара у него нет. Допустим, человек, лишенный слуха, пожелает петь в хоре. Сколько его ни хвали, слух не появится, а звучание хора испортится. Если Алексей однажды встретит педагога с какими-то чудесными методиками, который сможет вывести его на новые орбиты, я буду аплодировать стоя. У меня, увы, не получилось.
«Этот путь нелинейный, его надо услышать»
Екатерина Шандоровна Давиденкова-Хмара, доцент кафедры оркестровки и общего курса композиции, преподает Алексею аранжировку и является научным руководителем его квалификационной работы. Она настроена более оптимистично, чем Александр Юрьевич.
Ее собственная жизнь сложилась так, что об особенных людях она знает не понаслышке. У нее были тяжелые роды, и дочка, по словам Екатерины Шандоровны, находилась «в миллиметре от крупной неприятности». К счастью, девочка полностью восстановилась, ей 11 лет, она серьезно занимается музыкой.
«Я дала себе слово, что где бы и когда бы я ни встретила ребенка с ограниченными возможностями здоровья, я сделаю все, чтобы ему помочь»,
— говорит Екатерина Шандоровна.
Семь лет она занималась по индивидуальному графику с незрячей девушкой Аленой Самсоновой. Как и Алексей, та безвременно потеряла маму, которая была ее глазами, поддержкой и мотором. Екатерина Шандоровна обучала Алену компьютерным программам по аранжировке, но не очень понимала, как может сложиться ее профессиональная жизнь. И совершенно неожиданно Алена нашла свое место в мире.
Композитор из Таганрога запатентовала способ нотного письма для слабовидящих и незрячих
«Вселенная откликнулась, появилась христианская общественная организация, которая стала заказывать ей музыку. Может быть, круг тем несколько ограничен, в основном это музыка для текстов религиозного содержания. Но, благодаря этому, Алена получает независимость, приобретает друзей, ее сочинения исполняются, а для композитора нет ничего важнее. По-моему, это обнадеживающий пример.»
Она считает, что и у Алексея все может сложиться наилучшим образом.
«Есть привычная траектория, по которой наши студенты приходят в профессию, и никто не сделает им скидку на состояние здоровья. Они обязаны пользоваться всеми современными технологиями, владеть специальными компьютерными программами, быстро выдавать продукт.
Получил задание — и самостоятельно выполнил его от начала до конца. В этом смысле у нас не командная профессия. В то же время современный композитор, работающий для крупных театральных и кино-коллективов, должен быть социально удобным. Он умеет заставить к себе прислушаться, где-то настаивает на своем, где-то уступает. По сути, это дипломат.
Конечно, такой путь не для Леши, и тут Александр Юрьевич совершенно прав. Но все же не будем забывать, что Леша при всех его коммуникативных проблемах не переходил на индивидуальный график обучения, справлялся с групповыми занятиями. Да, были срывы и психологические трудности, но он их преодолевал. Поэтому я вижу ситуацию не простой, но вполне решаемой.»
Самое главное, чтобы Леша не остался с миром один на один.
Постепенно к нему придет независимость, а если рядом будет такая организация, как «Антон тут рядом» и ее сотрудники, которые в него верят и его поддерживают, то все сложится.
Давиденкова-Хмара признает, что отчасти сама система у нас устроена так, что выпускнику с ограниченными возможностями здоровья трудно найти свое место в жизни. В идеале вузы должны не только выпускать специалистов, но и помогать с трудоустройством.
«Наши консерваторские кураторы уже пытаются эту проблему решать. Алексея отправляют на конкурсы, дают ему прозвучать за пределами вуза, и это важно. Если попробовать представить себе альтернативный путь — например, заказы, которые поступают через организации, — то все складывается во вполне реальную картину.
Алексей дошел до самого финала, фактически окончил консерваторию. Он уже часть нашей истории, и мы ни за что его не бросим. Пусть его путь не прямолинеен, но прямая линия тоже опасна, с нее уже никогда не сойти. А творческий путь — он живой. Его просто надо услышать.»