“Что отдал – твоим прибудет,
Что не отдал – потерял.”
Шота Руставели
20 октября 2020 года произошло уникальное событие для города Саратова и его музыкального сообщества – исполнилось 100 лет Валентине Николаевне Бондаренко, посвятившей свою жизнь Центральной детской музыкальной школе.
Оксана Соловьева, правнучка Валентины Николаевны, сняла видеоролик, в котором Валентина Николаевна сама рассказывает о себе.
Валентина Николаевна – не только единственный музыкант в городе, достигший такого возраста, что само по себе фантастика, но и по сей день обладатель ясного ума, прекрасной артикуляции, нетронутого временем голоса и неизменного интереса к жизни.
Мне посчастливилось быть ученицей Валентины Николаевны по классу хорового пения, выпускницей, коллегой, по её рекомендации – заведующей учебной частью школы, а после ухода Валентины Николаевны на пенсию стать ей другом, собеседником, чем я особенно горжусь и дорожу.
На каждом из этих этапов я чувствовала её интерес, уважение и поддержку.
По окончании дирижёрско-хорового факультета Саратовской консерватории Валентину Николаевну пригласили работать в Республиканскую музыкальную школу (ныне – ЦДМШ) в качестве преподавателя сольфеджио и концертмейстера хора, которым тогда руководила легенда хорового пения Саратова Мария Васильевна Тельтевская.
С этого времени и на всю свою жизнь сохранила Валентина Николаевна любовь к детям и музицированию с ними.
Самые первые шаги в профессии она проходила в школе М. В. Тельтевской. После ухода Марии Васильевны из школы детский хор естественно перешёл к Валентине Николаевне – молодой, красивой, обладательнице прекрасного голоса.
На её занятиях все дети пели по нотам, как в профессиональном хоре, знание партий – святое дело! За это отвечала неизменный концертмейстер Ирина Михайловна Шишкина.
На сводных репетициях уместить хористов даже в самом большом 14-м классе старой школы на улице. Волжской было невозможно. Казалось, в такой тесноте нарушения дисциплины были неизбежны, однако традиционные воспитательные приёмы – замечания, запись в дневнике, вызов родителей – не использовались никогда. Все занимались Делом. Интересный репертуар, состоящий из доступной детям оперной классики, народных песен, музыки известных советских композиторов, красота многоголосья, совершенствование звучания в ансамбле – всё это не позволяло отвлекаться.
Неиссякаемая энергия Валентины Николаевны давала соответствующие результаты.
Ежегодно 2 мая в переполненном Большом зале консерватории школа давала отчётные концерты, которые всегда открывал стоголосый хор детей с горящими глазами. Трепетали не только сердца поющих и их родителей, казалось, вибрировали даже стены зала.
Помню незыблемый постулат Валентины Николаевны в статусе директора:
«Коллективы – лицо школы».
В этом смысле в оркестровом отделении процесс был отлажен ещё до назначения нового директора. Григорий Кондратьевич Ершов – яркая, всем известная в Саратове творческая личность – священнодействовал в симфоническом оркестре школы.
Но и здесь Валентине Николаевне удалось осуществить новаторскую по тем временам идею – выступления учеников-солистов с оркестром. Ещё девочкой я сама играла в оркестре Г. К. Ершова, и потом на моей памяти эта идея была не раз реализована. С тех пор это стало традицией.
Свежую струю Валентина Николаевна внесла в организацию ещё одного коллектива – ансамбля скрипачей. Он был создан после войны основателем скрипичной школы Саратова Марией Тимофеевной Тименковой, а затем получил продолжение в работе её ученицы Галины Николаевны Алиевой.
На базе школы ею при содействии Валентины Николаевны был организован городской ансамбль скрипачей – неизменный участник самых ответственных праздничных городских концертов.
Иначе сложилась история другого коллектива. Работая с документацией, молодой директор обнаружила недостачу в учебном плане. Согласно этому документу, школе был положен оркестр баянистов и аккордеонистов.
С целью организации такого оркестра Валентиной Николаевной был командирован в Ленинград заведующий отделением народных инструментов Василий Фёдорович Григоренко. Вскоре после возвращения оркестр под его руководством уже осваивал свой первый репертуар.
Присутствуя на всех академических концертах, Валентина Николаевна всесторонне наблюдала в динамике каждого ученика, в том числе как исполнителя на инструменте. Вручая свидетельство об окончании школы, она предвидела, кто и в каком качестве может вернуться в школу работать.
Большое внимание уделялось и подбору педагогических кадров. Коллектив формировался из лучших музыкантов Саратова и лучших бывших выпускников как носителей традиций школы.
В работе для Валентины Николаевны не было мелочей. Вот такой показательный факт. Однажды, подходя к школе, я увидела в её дворе костёр, рядом с которым лежали списанные покалеченные музыкальные инструменты, приговорённые к сожжению.
Среди этих несчастных я увидела явно не фабричную старинную скрипочку весьма непрезентабельного вида – её тоже ждала трагическая судьба. Я сразу пришла с ней к директору и попросила разрешения на реставрацию у Петра Захаровича Серкова, чьи золотые руки не раз спасали наши инструменты. Валентина Николаевна не только разрешила это сделать, она оплатила ремонт из средств школы, после чего скрипка прослужила в моём классе 45 лет и звучит по сей день.
https://www.classicalmusicnews.ru/articles/prikljuchenija-skripki/
А теперь, дорогая Валентина Николаевна, я хочу обратиться лично к вам.
Благодарю вас за ту большую моральную поддержку, которую я чувствовала от вас в своей внеклассной работе: в классных вечерах, творческих концертах коллег, вечерах памяти уже ушедших коллег.
Ваше присутствие на них превращало мероприятие в событие, хотя вы уже не работали в школе. Опыт, приобретённый в этой деятельности, привёл к рождению созданного мной детского музыкального театра «Камертон», спектакли которого видели и вы. Благодаря вам работа стала для меня призванием, а служба – служением. Как радовались вы, когда меня наградили медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством», а ведь эта государственная награда включает и ваш вклад.
Вы не рвались в начальство, отказывались от выгодных карьерных предложений. Ваше внутренне благородство позволило вам научиться не только правильно дышать, но и правильно любить, и правильно жить.
Вы предложили нам путь, который многих сделал счастливыми. Всё, что мы получили от вас, бесценно. С этим мы идём по жизни и передаём ученикам. Дай бог вам здоровья!
Светлана Желтко, выпускница ЦДМШ 1963 года