После каждой премьеры критики давали украинской оперной певице Саломее Крушельницкой новый театральный псевдоним.
Ее называли непревзойденная Аида, привлекательная Баттерфляй, единственная в мире Джоконда и Solo-mea.
Саломея Крушельницкая родилась 23 сентября 1872 года в Галиции (Австро-Венгрия), в селе Белявинцы (ныне Бучачского района Тернопольской области Украины), в семье греко-католического священника. Её дед Григорий Савчинский (1804 – 1888 гг.) был писателем, церковным и общественным деятелем.
Петь Саломея начала с юных лет. Она знала очень много народных песен, которые изучала непосредственно у селян. О детских годах Саломеи Крушельницкой вспоминает Мария Михайловна Цибульская, знакомая Крушельницких:
“У нас помнят молодую Саломею, как она вечерами пела в компании девушек где-то в садике или на площади. Уже тогда голос её был сильный, красивый и очень отличался от других”.
Основы музыкальной подготовки Саломея получила в Тернопольской гимназии, экзамены в которой сдала экстерном. Здесь она сблизилась с музыкальным кружком гимназистов, членом которого был также Денис Сичинский – в дальнейшем известный композитор, первый в Галиции музыкант-профессионал.
В 1883 году на Шевченковском концерте в Тернополе состоялось первое выступление Саломеи, которая пела в хоре общества «Руська бесида». На одном из концертов этого хора 2 августа 1885 года присутствовал Иван Франко, который вместе с украинскими, российскими и болгарскими студентами, композитором Остапом Нижанковским и художником и поэтом Корнило Устияновичем путешествовал по стране.
В 1891 году Саломея поступила во Львовскую консерваторию Галицкого музыкального общества, где училась по классу фортепиано и оперного пения. Во время обучения состоялось её первое сольное выступление: 13 апреля 1892 года певица исполнила главную партию в оратории Г. Ф. Генделя «Мессия».
В 1893 году Саломея Амвросиевна Крушельницкая с медалью окончила Львовскую консерваторию. В консерваторском дипломе Крушельницкой было написано:
“Этот диплом получает панна Саломея Крушельницкая как свидетельство художественного образования, добытого образцовой старательностью и чрезвычайными успехами, особенно на публичном конкурсе 24 июня 1893 г., за которые была отмечена серебряной медалью…”.
Осенью 1893 года Саломея уехала на учёбу в Милан к профессору Фаусте Креспи. В письме к отцу Саломеи, Амвросию, который хорошо владел итальянским языком, Фауста Креспи пишет:
«Как хотелось бы иметь в школе умных и здоровых духом учениц, похожих на мою любимую Саломею. Это было бы для меня утешением. Но, к сожалению, Саломея только одна! До сих пор я еще не видела ни одной девушки, которая хотя бы немного походила на нее. И это действительно так, мой дорогой отец! Саломея не только артистка душой, но и настоящий человек, одаренный всем сверх меры. Что это за замечательное создание!»
Львовскую консерваторию Саломея окончила как меццо-сопрано, но Фауста Креспи, оценив голос, сказала, что у нее лирико-драматическое сопрано и что надо переучиваться. Обучение было очень интенсивным и требовало от Саломеи незаурядной силы воли и добросовестного ежедневного труда.
«Больше всего могу работать над музыкалиями и грамматиками — шесть часов в день, а остальное время остается на чтение и корреспонденцию»,
— пишет молодая певица из Милана. Саломея интенсивно изучала и языки. Есть документ, который она заполняла уже в старшем возрасте, поступая на работу в советскую консерваторию. В нем она написала, что английский и русский знает хуже, а польский, немецкий, итальянский, испанский и французский знает хорошо.
Уже со следующего 1894 года она выступает на итальянских сценах, завоёвывая симпатии зрителей.
В 1895 она дебютирует на сцене театра Кремоны в партии Манон Леско. Затем следуют успешные выступления в Парме, Триесте, Бергамо. Не забывает она и родной Львов, куда ее постоянно приглашают.
В 1898-1902 году Крушельницкая блистает на сцене Варшавской оперы. В этот период она неоднократно гастролировала в Петербурге, где ее партнерами были Э. Карузо, М. Баттистини, С. Арнольдсон, Л. Тетраццини и др.
В 1902 году состоялось триумфальное выступление певицы в Париже. Вместе с Яном де Решке она пела в «Лоэнгрине». В 1903 году Крушельницкая поет Аиду в неаполитанском театре «Сан Карло».
В октябре 1904 года состоялось первое выступление певицы на сцене Ла Скала в опере «Адриана Лекуврер» Ф. Чилеа, и оно было весьма успешным. Но покорила грозную публику Ла Скала Крушельницкая, выступая в операх Рихарда Штрауса «Саломея» и «Электра» под руководством Артуро Тосканини.
Сотрудничество певицы с «дирижером всех времен и народов» началось значительно раньше.
«Я выиграла с ним самые тяжелые и важные поля битвы. Вагнер, Каталани, Штраус — вот вехи нашего неутомимого труда и наших побед»,
— признавалась артистка в одном из своих немногих интервью. Триумфальное выступление Саломеи Крушельницкой в театре Ла Скала – это как раз «Саломея», 1906 год. Это была итальянская премьера немецкой оперы.
Тогда скульптор Фарнези вычеканил медальон с изображением Крушельницкой в роли Саломеи в профиль. Там написано “Per ricordo”, что значит “на память”. Это было действительно триумфально, тогда газеты писали, что
«Саломея» торжествовала в Ла Скала благодаря чарам Крушельницкой и магии Тосканини».
Во второй половине 1890-х продолжились её триумфальные выступления на сценах театров мира: Италии, Испании, Франции, Португалии, России, Польши, Австрии, Египта, Аргентины и Чили. Саломея исполняла партии в операх «Аида» и «Трубадур» Д. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Зачарованный замок» («Страшный двор») С. Монюшко, «Африканка» Д. Мейербера, «Манон Леско» и «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе, «Электра» Р. Штрауса, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского и других.
Контракты на выступления поступали из нью-йоркской “Метрополитен опера”, лондонского “Ковент-Гардена”, а в итальянской “Ла Скале” ее принимали, как свою. Приглашая Крушельницкую, оперные агенты получали практически 100-процентную гарантию аншлагов. Несравненной Саломеей восторгалась публика в Европе и Америке. Петь с ней считали для себя честью Энрико Карузо, Тито Руффо, Федор Шаляпин…
17 февраля 1904 года в Миланском театре Ла Скала Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй». Несмотря на участие певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился.
После этого Пуччини переработал оперу, и 29 мая на сцене театра «Гранде» в Брешии состоялась премьера новой редакции «Мадам Баттерфляй». В заглавной роли выступила Саломея Крушельницкая. На этот раз приём был совершенно иной. Аплодирующая публика семь раз вызывала актёров и композитора на сцену. После спектакля Пуччини послал Крушельницкой свой портрет с надписью:
«Прекраснейшей и очаровательнейшей Баттерфляй».
Зафиксирован случай, когда после выступления ее 17 раз приглашали на бис.
Зато певица признавалась, что триумфы каждый вечер — это многовато. Победы в жизни не должны быть слишком частыми, это может расслабить. А она этого допустить не могла: строгое расписание, умеренная еда, запрет давать волю своим слабостям. В день выступления, оберегая свой голос, Крушельницкая ни с кем не разговаривала. В театр она приезжала за 2 часа до спектакля и сама себя гримировала. Ни намека на гордыню или тщеславие.
Оберегая свою самостоятельность, она даже научилась управлять автомобилем, в то время это мог делать редко какой мужчина. Не принимала она ухаживаний миллионеров. Те или предлагали или построить для нее отдельную оперу, или – еще хуже – просили бросить профессию.
В 1910 году Крушельницкая вступила в брак с известным итальянским адвокатом, мэром Виареджо Чезаре Риччони, который был тонким знатоком музыки и эрудированным аристократом. Они сочетались браком в одном из храмов Буэнос-Айреса. После бракосочетания Чезаре и Саломея поселились в Виареджо (Италия). Здесь Саломея купила виллу, которую назвала «Саломе».
В 1920 году Крушельницкая в зените славы оставляет оперную сцену, выступив последний раз в Неапольском театре в любимых операх «Лоэнгрин» Р. Вагнера и «Лорелея». Дальнейшую свою жизнь Саломея посвятила камерной концертной деятельности, исполняя песни на восьми языках.
В 1929 году в Риме состоялся последний гастрольный концерт С. А. Крушельницкой.
В 1938 году умер муж Крушельницкой Чезаре Риччони. После смерти мужа Саломея, тяжело переживая потерю, едет во Львов, чтобы увидеться с близкими и отдохнуть. Как писала ее племянница, Саломея Крушельницкая приехала
«с одним чемоданчиком и одной ручной сумкой».
Но вернуться в Италию она не сможет из-за начала Второй мировой войны.
После присоединения в ноябре 1939 года Западной Украины к СССР, дом артистки во Львове был национализирован, ей осталась четырёхкомнатная квартира, в которой певица жила с сестрой Анной. Во время немецкой оккупации Львова С. Крушельницкая очень бедствовала, поэтому давала частные уроки вокала.
В послевоенный период Крушельницкая начала работать во Львовской государственной консерватории им. Н. В. Лысенко. Однако её преподавательская деятельность едва начавшись, чуть было не закончилась. Во время «чистки кадров от националистических элементов» ей инкриминировали отсутствие консерваторского диплома. Позднее диплом был найден в фондах городского исторического музея.
Живя и преподавая в Советском Союзе, Крушельницкая, несмотря на многочисленные обращения, долгое время не могла получить советское гражданство, оставаясь подданной Италии. Наконец, написав заявление о передаче своей итальянской виллы и всего имущества советскому государству, Крушельницкая стала гражданкой СССР. Виллу тут же продали, компенсировав владелице мизерную часть от её стоимости.
В 1951 году Саломее Крушельницкой присвоили звание заслуженного деятеля искусств УССР, а в октябре 1952 года, за месяц до кончины, Крушельницкая получила звание профессора.
Последний концерт состоялся во Львовской филармонии. На сцену уже с палочкой вышла Саломея Крушельницкая, чтобы в последний раз очаровать своим голосом. Певице было 77 лет.
16 ноября 1952 года Саломея Крушельницкая умерла от рака горла. Незадолго до ухода она сказала:
«Как жаль, что после смерти я не смогу петь свои любимые песни».
Её похоронили во Львове на Лычаковском кладбище рядом с могилой друга и наставника Ивана Франко.
Именем Саломеи Крушельницкой назван Львовский театр оперы и балета.
СlassicalMusicNews.Ru, из разных источников