Многие музыканты с возмущением обсуждают речь Екатерины Калачиковой, руководителя Дирекции образовательных программ Департамента культуры города Москвы.
Над детскими музыкальными школами нависла угроза: “Утратили смыслы”
Мне кажется что Екатерина высказала вполне здравую и давно назревшую идею. Как человек всю жизнь учившийся, а затем и работавший в системе постсоветского музыкального образования, приведу свои соображения в поддержку необходимости кардинальной реформы системы музыкального образования.
К сожалению, видео на данный момент недоступно — поэтому, чтобы ознакомиться со взглядами Екатерины Калачиковоя я предлагаю её пространное интервью для ресурса Theory and practice.
Система государственных музыкальных школ в СССР создавалась с двумя целями:
- способствовать воспитанию профессионалов экстра-класса, способных представлять СССР и коммунизм на международной арене;
- воспитывать человека коммунистического будущего.
Приведу цитату:
“Необходимо, в-третьих, добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития (…) Таковы основные условия подготовки перехода к коммунизму.”
(Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР — 1952 г. — С. 68–69).
Именно под эти идеологические цели страной были выделены огромные средства и затрачены огромные усилия для построения сети музыкальных учреждений.
Разумеется, эти цели прекратили своё существование вместе с коммунистической идеологией, современная Россия декларирует в своей Конституции запрет на какую-либо государственную идеологию. В обществе отсутствует запрос на человека будущего как человека, владеющего музыкальными инструментами на академическом уровне.
Весь процесс музыкального образования, его дидактическая логика, формы контроля, полностью его сущность остались направлены на эти уже тридцать лет как неактуальные цели. В результате, мы имеем систему, которая:
- распространена не на всех учащихся,
- препятствует другим занятиям учащихся,
- не учитывает желания и склонности учащихся,
- не ставит перед собой цель гармонического развития личности учащихся,
- не ставит перед собой цель психологической безопасности учебного процесса,
- имеет в качестве критериев оценки качества победы на конкурсах и поступления в музыкальные ВУЗы.
И вот теперь пришла пора задаться вопросами:
1. Эффективна ли эта система для решения задачи повышения культурного уровня населения?
— Нет, не эффективна. В попытках заставить детей играть на профессиональном уровне слишком много выходит “брака” и слишком мало пользы для тех, кто профессионально играть не может или не хочет. К тому же, в музыкальные школы идёт статистически незначительный процент детей.
2. Эффективна ли эта система для решения задачи воспитания профессиональных кадров?
— Нет, не эффективна. Для этой задачи более чем достаточно содержать специализированные музыкальные школы-десятилетки при консерваториях. Затраченные же средства на содержание остальной сети — огромны в сравнении с теми единицами, которые после них становятся музыкантами.
3. Почему тогда музыкальная общественность так болезненно относится к указаниям на эту эффективность?
— За последние сто лет сложилась плотная профессиональная группа людей, которые умеют существовать только в рамках этой системы. Разрушение привычного образа жизни их пугает больше смерти — ведь музыкант живёт в этих рамках с пяти или шести лет.
Как справедливо спрашивает докладчица — и в чём же смысл происходящего?
Вот чего я не напишу — так это о том, что же делать. К счастью, этот вопрос предстоит решать не мне. Однако, кардинальные изменения неизбежны. И я полностью поддерживаю таких людей, как Екатерина Калачикова, которые поднимают вопрос о необходимости реформы музыкального образования в России.
В конце концов, это деньги, которые все граждане РФ платят в качестве налогов, и деньги которые расходуются, в данный момент, крайней неэффективно. Но самое важное — это люди, дети, преподаватели и родители, которые становятся заложниками этого Молоха.
Карфаген насилия и объективизации в нашем музыкальном образовании должен быть разрушен!