1 июня 2020 стало известно, что Метрополитен-опера отменяет осенний сезон в связи с пандемией коронавируса. Это самый серьезный кризис в 137-летней истории театра. Артисты, которым и так не платили с марта, остаются в тяжелом финансовом положении.
Метрополитен опера прерывает сезон и оставляет оркестр без зарплаты
Заявление ведущего оперного театра страны наверняка будет учитываться и другими музыкальными организациями, которые сейчас решают, когда можно безбоязненно приглашать зрителей в концертные залы и как вообще выживать в это время.
Последнее представление прошло в Метрополитен-опере 11 марта. Теперь руководство объявило о новогоднем гала-концерте, который состоится после самого длительного за последние сто лет перерыва. Вынужденная пауза, по прогнозам, будет стоить компании около 100 млн долларов США упущенной выручки. Компания планирует снижать затраты и искать источники доходов.
«Очевидно, что социальное дистанцирование и опера несовместимы,
— сказал в интервью Питер Гелб, генеральный директор театра.
«Речь идет не только о зрителях, но и о здоровье наших сотрудников. Мы не можем посадить симфонический оркестр в яму, не можем поставить солистов и хор близко друг к другу».
Даже если бы это было возможно, добавил он, то нецелесообразно выступать для 400 или 500 человек — именно столько зрителей можно рассадить на безопасном расстоянии в позолоченном зале на 3800 мест. «Как их впускать? — спрашивает Гелб. — Как выпускать?»
Отмена сезона — большая проблема для Метрополитен-оперы.
«Финансовое положение Мет было неустойчивым и до пандемии,
— сказал Гелб.
«Вирус усугубил экономическую ситуацию. С другой стороны, это вынуждает Мет и ее сторонников искать решения проблемы. Никто не хочет, чтобы Мет потерпела неудачу».
Питер Гелб размышляет о том, как может измениться ситуация после пандемии.
«Будущее Мет будет совсем другим»,
— сказал он.
Месяцы простоя будут особенно тяжелыми для сотрудников, в том числе для членов ее всемирно известного оркестра и хора, которым не платят с марта. Театр отправила их в отпуск без содержания, но продолжал оплачивать медицинскую страховку. Большинство артистов остались безработными, некоторым сотрудникам пришлось покинуть свои дома.
Все надеялись вернуться к работе к концу июля, когда истекает срок выплат дополнительного пособия по безработице в размере 600 долларов в неделю. Эту сумму Конгресс утвердил в рамках своего пакета помощи при пандемии.
«Сейчас мы боимся, что будет после этого (когда выплаты прекратятся — прим. пер.)»,
— говорит Нед Хэнлон, певец, председатель комитета Американской гильдии музыкантов. Хэнлон также ведет переговоры с Метрополитан от имени певцов, режиссеров, танцоров и пр.
Когда откроется Большой театр? Владимир Урин дал интервью DW
Недавно активисты из хора Метрополитен-оперы создали фонд помощи для нуждающихся артистов, чьи обычные источники дополнительного дохода, такие как пение в церквях или работа на фрилансе, также иссякли.
«Я не знаю, как нам прожить эти несколько месяцев»,
— сокрушается Хэнлон.
Пострадали не только хористы. Солисты, в числе которых несколько известных оперных имен, также остались без работы и доходов, так как по сути являются фрилансерами (хор и музыканты работают в Метрополитен-Опере на постоянной основе, дирижер и солисты приглашаются по контракту — прим. пер.). Трудности коснулись и оркестра Мет, участники которого, в отличие от своих многочисленных коллег в других крупных американских симфонических коллективах, не получают зарплату.
«В связи с последними новостями о длительной изоляции и отпуске без содержания мы боимся, что члены нашего комитета не смогут оказывать поддержку своим семьям, общинам и местной экономике тем, что у них получается лучше всего — создавать музыку»,
— говорится в заявлении комитета по итогам переговоров с профсоюзами.
От коронавируса скончались альтист оркестра Винсент Дж. Лионти и помощник дирижера Джоэл Ревзен, работавшие в театре.
Питер Гелб утверждает, что отмена спектаклей более трех месяцев, организация нескольких прямых трансляций, гала-концерт по сбору средств и потеря первой половины сезона 2020-21 годов обойдутся компании предположительно в 54 млн долларов — плюс к тем десяткам миллионов, которых уже не досчитались этой весной. Он добавил, что люди, которые купили билеты на отмененные спектакли, могут обменять их на другие даты, вернуть деньги или пожертвовать их в пользу Мет.
В последние годы Метрополитен-опера старалась изо всех сил, чтобы удержать годовой объем кассовых сборов более 300 млн долларов. Как назло, пандемия началась именно в тот момент, когда несколько новых оперных хитов, в том числе новые постановки «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина и «Эхнатон» Филипа Гласса, предвещали театру хорошие кассовые сборы и один из самых успешных сезонов за последнее время.
Состояние Мет оценивается в 270 млн долларов (300 млн долларов до пандемии). Часть денежных средств размещена в таких учреждениях, как Музей искусств Метрополитен. Театр имеет облигационный заём, обеспечением которому служат огромные фрески Шагала, которые украшают его фойе. Агентства, устанавливающие рейтинг ценных бумаг, не раз упрекали Мет за то, что он не имеет достаточных денежных средств на счетах. Теперь театру приходится искать выходы из сложившейся ситуации.
При этом у Мет много спонсоров и меценатов, благодаря поддержке которых за последние два месяца удалось собрать 60 млн долларов.
Президент компании Opera America Марк А. Скорча отметил, что слабое место Мет — то, что он не получает достаточно средств от продажи билетов. Денег не хватает для покрытия расходов, что делает Метрополитен-оперу зависимой от спонсоров. Впрочем, именно спонсоры могут помочь пережить вынужденную паузу.
«Минус Мет — небольшие кассовые сборы,
— сказал он.
«Но по сравнению с такими секторами, как театр, оперные компании менее уязвимы — при условии, что у них есть помощь меценатов».
Во время пандемии Мет опера усилила свое присутствие в интернете. Каждый вечер бесплатно транслировались спектакли из огромного видеоархива, что помогло привлечь 20 000 новых спонсоров.
Питер Гелб отметил, что апрельский гала-концерт мировых оперных звезд, которые снимали свои партии дома на смартфоны, смотрели 750 000 человек. Тогда удалось собрать 1,5 млн долларов в виде небольших пожертвований и еще 1,5 млн долларов от крупных спонсоров.
Но Гелб также отметил, что для того, чтобы выжить, в будущем руководство Мет должны думать и действовать по-другому.
«В конечном итоге это потребует экономической перезагрузки Метрополитен-оперы»,
— сказал он, не уточняя детали.
Пандемия лишит театр публики на больший срок, нежели рабочие беспорядки, которые на несколько недель прервали сезон в 1969 и 1980 годах — после этих перерывов Мет понадобились годы, чтобы прийти в себя. Часть публики так и не удалось вернуть. Мистер Гелб рассуждает о том, какие перемены ждут компанию.
«Мы должны стать более гибкими»,
— сказал он.
«Мы планируем поставить особо зрелищные спектакли, чтобы подогреть интерес публики».
Новый сезон будет сильно отличаться от запланированного. Из-за нехватки времени для репетиций, которые обычно проводятся летом, пришлось отложить премьеры «Волшебной флейты» и «Дон Жуана» Моцарта — вместо них возобновили старые спектакли.
Новые постановки «Аиды» Верди и «Огненного ангела» Прокофьева, запланированные на осень, пришлось отложить на будущие сезоны. В феврале, когда театры временно закрываются, Мет планирует показывать популярные оперы — «Богему» Пуччини, «Кармен» Бизе и «Травиату» Верди.
Анна Нетребко примет участие в трех постановках Большого театра
Чтобы привлечь зрителей, большинство показов перенесено на 7 часов вечера, а также в порядке эксперимента было решено сократить хронометраж некоторых спектаклей, в частности опер по пьесам Шекспира. «Юлий Цезарь в Египте» Генделя будет идти три с половиной часа с одним антрактом, вместо обычных четырех с половиной часов и двух перерывов.
Мет планирует продолжить работу над новым произведением Иво ван Хове «Мертвец идет» Джейка Хегги. Дирижировать будет Янник Незе-Сеген — музыкальный руководитель Мет, который выступит как дирижер еще в 26 спектаклях, в том числе в возобновленной постановке «Женщина без тени» Р. Штрауса.
Раньше Питера Гелба можно было встретить в Метрополитен-опере почти в любое время. На этой неделе директор впервые за 10 недель пришел в практически пустое здание, чтобы записать обращение о продлении срока закрытия.
«Театр выглядит покинутым»,
— сказал он.
«Но призраки прошлой жизни здесь присутствуют. Мет — это удивительный мир, и, поскольку я начинал здесь в юном возрасте как юрист, это часть меня. Уверен, что в своем желании сохранить Мет, я не одинок».
Майкл Купер, “The New York Times“. Перевод Дженнет Арльт