Сегодня можно с уверенностью и полным правом утверждать: на красочном небосклоне европейских фестивалей засверкала еще одна яркая звезда – Мальтийский международный музыкальный фестиваль.
Всего лишь семь лет этот форум был известен, в основном, самим жителям этой жемчужины Средиземноморья – Мальты, и некоторым любознательным туристам, пожелавшим заглянуть на тот или иной концерт. Сегодня же и об этом фестивале, и о мальтийской музыкальной культуре, знают не только европейские поклонники музыки, но и посетители концертных залов в Европе, России, Казахстане, Китае, Японии, Армении и многих других стран мира.
Этот совершенно фантастический прорыв в международное пространство произошел в 2017 и 2018 годах. Эти даты были совсем не случайными и, как мне кажется, выбраны были с вполне конкретным обоснованием.
В 2017 году Мальта была избрана председателем Совета европейского союза, а в 2018 году столица Мальты, Валлетта, была объявлена культурной столицей Европы. Организаторы фестиваля – Европейский фонд поддержки культуры и его президент Константин Ишханов– искусно и элегантно воспользовались не только этими событиями и датами, но весьма весомо подчеркнули готовность музыкантов самого высокого уровня, с самой впечатляющей музыкальной карьерой, приехать именно в эти годы для участия в фестивальных событиях.
Более того, фестиваль 2017 года открылся не неким грандиозным гала-концертом, как, казалось бы, предписывает фестивальный регламент, а серией очень впечатляющих фортепианных мастер-классов, в которых приняли участие более восьмидесяти молодых пианистов из разных стран мира. И здесь тоже чувствовался необычный концептуальный подход.
Признавая и почитая безупречную репутацию русской исполнительской школы, организаторы пригласили вести занятия тех ее корифеев, которые уже давно завоевали признание в европейских и американских высших музыкальных учебных заведениях. Среди них блистали прославленные Павел Гилилов, Лев Наточенный, Феликс Готлиб и Йохевет Каплински (несмотря на славянское звучание фамилии, она родилась в Израиле и преподает в легендарном Джульярде).
Были и молодые педагоги: армянская пианистка, живущая в Вене, Наре Аргаманян и израильтянин, преподающий в Гамбурге, Альберт Мамриев. Москву представлял директор ЦМШ Валерий Пясецкий.
В апреле 2017 на Мальте пройдет Международный музыкальный фестиваль
Даже сейчас, перечисляя эти фамилии и вспоминая реакцию и энтузиазм молодых пианистов после каждого занятия, я вновь осознаю уникальность подобного открытия фестиваля, который сразу же заявил о себе как о событии не только парадном, но и просветительском, с взглядом в будущее, что в полной мере подтвердилось в дальнейшем.
Эти мастер-классы плавно перешли в фортепианный конкурс, где мы услышали более семидесяти пианистов со всего мира. Но не только. Здесь, в обязательных конкурсных программах прозвучали сочинения мальтийских композиторов, чьи имена, доселе неизвестные, станут знаковыми для многих концертных программ. Это уроженцы Мальты Карл Фиорини, сохранивший принципы нововенской школы, Джозеф Велла, яркий представитель постромантизма и Алексей Шор, в прошлом наш соотечественник, пришедший в музыку после впечатляющей математической карьеры.
Именно последний стал истинным открытием в области нового музыкального мышления, в котором в большой мере отсутствует интеллектуальный академизм и превалирует музыкальное видение эмоциональных впечатлений и визуальных образов. Недаром многие из сочинений Алексея Шора носят названия конкретных мест и альбомов с путевыми заметками.
Одним из самых ярких примеров можно назвать его симфоническую поэму, посвященную Азурской арке, одной из достопримечательностей Мальты, разрушенной морским штормом незадолго до этого.
Его сочинения стали органичной частью репертуара многих солистов фестиваля, а также камерных и симфонических концертов на самых разных международных подмостках.
Почти в каждом из фестивальных концертов звучала музыка Алексея Шора в исполнении выдающихся музыкантов нашего времени: знаменитого канадского пианиста польских корней Яна Лисецкого, обладателя Гран-при конкурса имени Чайковского 2011 года виолончелиста Нарека Ахназаряна, победителя многих конкурсов Андрея Гугнина, великолепного Трио имени Хачатуряна и многих других.
Вершиной всего этого музыкального празднества стал, безусловно, сольный концерт легенды пианизма, Григория Соколова. Позволю процитировать свою собственную рецензию на тот концерт:
«… впервые за многие годы я не ощущал времени и пространства вокруг себя. Это было созидание музыки здесь и сейчас.
Знакомые до мельчайших нюансов произведения Моцарта и Бетховена возникали в совершенно новой сути, звук был физически осязаем, и пальцы пианиста стали естественным продолжением клавиш, струн, рояля. Все было настолько прекрасно и совершенно, что горло сжимали спазмы от филигранной отточенности и удивительного, потустороннего, космического проникновения в субстанцию музыкальной ткани, будто рождавшейся из воздуха.
Все было настолько естественно и убедительно, что хотелось удержать это ощущение навсегда в своем сознании, наслаждаясь этим чувством вновь и вновь. В такие минуты не возникает сомнений в том, что есть некий канал к Создателю, который открывается только нескольким избранным. И Григорий Соколов, несомненно, принадлежит к ним».
А когда в конце фестиваля было объявлено, что Григорий Соколов готов приехать и на следующий год, стало ясно, что следующий Мальтийский музыкальный фестиваль Мальта-2018 «обречён» на несомненный успех.
Спустя некоторое время прозвучала еще одна новость, взбудоражившая мир черно-белых клавиш: «11 путей на Мальту», 11 локальных фортепианных конкурсов в разных уголках Европы и Азии, где на каждом отобрали по пять кандидатов на финальный конкурс пианистов на Мальте.
Конечно, привлекала и сумма первой премии – 100 тысяч евро и призовой фонд – 205 тысяч, но не только. В состав жюри вошли прославленные пианисты, дирижеры, представители концертных агентств, руководители других фортепианных состязаний, что давало претендентам, даже не вошедшим в число победителей, определенные надежды на будущее. Гран-при достался украинке, проживающей в Австрии, Анне Улаевой, еще раз подтвердив беспристрастность жюри.
А затем началось фестивальное пиршество, открывшееся новым симфоническим циклом Алексея Шора «Образы Великой Осады», посвященного историческим событиям, пережитым Мальтой в 1565 году, когда только мужество и стойкость мальтийских рыцарей Ордена Святого Иоанна и простых горожан защитили Европу от Османской империи.
Безусловно, в центре событий были концерты блестящей когорты музыкантов из самых разных стран мира, разных поколений, самых разнообразных культур. К примеру, три поколения феерических скрипачей. Молодой, задорный, брызжущий энергией Рэй Чен, который
«…зарекомендовал себя как очень искренний музыкант, которому присущи такие восхитительные качества, как выразительный звук, жизнерадостность и полётность».
Эти слова принадлежат Максиму Венгерову, всемирно признанному мастеру, выступавшему здесь же, на фестивальных подмостках. Максим обаял нас не только присущей ему виртуозностью, но и благородством звука, убедительностью интерпретации и, не побоюсь сказать, мудростью большого мастера. И вслед за ними мы слушали живую легенду, кумира скрипачей, прославленного итальянца Сальваторе Аккардо!
Впрочем, о каждом концерте, о каждом исполнителе можно писать сагу: блестящая скрипачка Айман Мусаходжаева, чарующий романтик рояля Николай Луганский, победитель конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе Денис Кожухин, уже упомянутые выше виолончелист Нарек Ахназарян, трио имени Хачатуряна, альтист Дэвид Карпентер, концертмейстер прославленного Лондонского симфонического, мальтиец Кармине Лаури и виртуоз кларнета Андреас Оттензамер…
И снова сольный концерт, всеми ожидаемый и столь прекрасный, этого музыкального мага, мудрого философа, проникновенного и вдохновенного властителя нашего сознания и наших чувств, Григория Соколова!
Добавьте к этому совершенно экстраординарное присутствие на фестивале трех мэтров, трех корифеев, трех лидеров современного композиторского сообщества – Гии Канчели, Кшиштофа Пендерецкого и Георга Пелециса. Увидеть их вместе, на одном фестивале, этих признанных во всем мире музыки демиургов, общаться с ними (что привело на Мальту немало ведущих журналистов со всего мира), возможность, которую получаешь в считанные моменты своей жизни.
Фестиваль Мальта-2018 отдал дань и далекой Армении, культуре которой были посвящены немало событий. Это и чествование двух столпов армянской музыки – Комитаса и Арама Ильича Хачатуряна – и посвященные им концерты и выставки, и проникновенные армянские песнопения, исполненные мальтийским хором, поразившим меня кристальной чистотой интонации, и обаятельный, молодой, но уже высокопрофессиональный государственный симфонический оркестр Армении под управлением его создателя и главного дирижера Сергея Смбатяна.
Сергей Смбатян: “Барьеры в музыкальной практике приходится преодолевать постоянно”
Каждый вечер эти молодые музыканты с колоссальнейшей готовностью и самоотдачей играли новую программу из незнакомых до этого сочинений, репетируя их по утрам. И все это время с ними был харизматичный маэстро, Сергей Смбатян, вдохновенно ведущий за собой эту увлеченную, следующую за каждым его жестом, взглядом и даже дыханием, музыкальную армаду!
Но Европейский фонд поддержки культуры и его президент, Константин Ишханов, не почивали на фестивальных лаврах. В течение 2018 года Фонд настойчиво и успешно знакомил с мальтийской музыкальной культурой весь просвещенный мир. Страны Европы, Россия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Корея, Китай, Армения, Казахстан и многие другие получили возможность услышать мальтийских солистов, а оркестры этих стран – играть под руководством мальтийских дирижеров.
Мальтийский филармонический оркестр совершил юбилейное мировое турне, с большим успехом выступив в Германии, Австрии, США и, конечно же, в России: Москве и Санкт-Петербурге под управлением Сергея Смбатяна с музыкой Дмитрия Шостаковича, Алексея Шора и недавно ушедшего от нас, именитого мальтийского композитора Джозефа Вэллы, а также Альберта Гарсия. В Кремлевском Дворце был показан балет на музыку Алексея Шора «Хрустальный дворец».
Мальтийский Международный Музыкальный Фестиваль 2019, который пройдет с 29 апреля по 10 мая, может и отличается от своих двух предшественников количеством имен прославленных музыкантов, но стремится не терять ни на йоту музыкального уровня. При этом, фестиваль продолжает знакомить своих посетителей с новыми именами музыкантов, завоевавших признание на международных концертных подмостках.
На этот раз выбор пал на еще один уникальный коллектив – Государственный симфонический оркестр Казахстана «Академия солистов». Созданный около 30 лет назад все той же неутомимой Айман Мусаходжаевой, он уже в самом названии несет идею – группа ярких музыкантов, объединенных в ансамбль.
Поначалу это был камерный состав, который со временем разросся, превратившись в большой симфонический оркестр, не потеряв при этом своих качеств. На Мальте он выступит трижды с тремя разными дирижерами. Первым подымется на подиум итальянский дирижер Джанлука Марчано, уже получивший признание, как на оперном, так и на симфоническом поприще.
В этом концерте открытия фестиваля солировать будут два скрипача: хорошо знакомый нам Гайк Казазян, лауреат Международного конкурса имени П. И. Чайковского, выпускник Московской консерватории, ученик легендарного Эдуарда Грача, солировавший с самыми престижными оркестрами во всем мире, и молодая английская скрипачка русских корней Катя Цуканова, которая уже в юном возрасте играла в дуэте с Владимиром Спиваковым.
На Мальте Гайк и Катя будут играть Двойной ре-мажорный Концерт Баха. Второе отделение будет отдано музыке самого популярного в мире русского композитора, Петра Ильича Чайковского.
Во втором концерте с «Академией солистов» будет играть хорошо знакомая нам американская пианистка российского происхождения Джулия Зильберквит, с успехом выступившая на прошлом фестивале. И снова Йоганн Себастьян Бах, на этот раз клавирный, фа-минорный Концерт. После этого – мальтийская премьера Концертино для фортепиано и камерного оркестра опус 94 Дмитрия Шостаковича, которое аранжировала для такого состава сама Джулия.
Должен отметить, что аранжировки ей удаются, я прекрасно помню запись ее концертов Вивальди/Баха с Саулюсом Сондецкисом и «Виртуозами Москвы». И опять второе отделение отдано П. И. Чайковскому: поразительный по своей красоте «Сувенир из Флоренции», который композитор создал сразу же после того, как за 44 дня написал свою гениальную «Пиковую даму». Дирижирует в этот вечер маэстро Конрад ван Альфен, хорошо знакомый российским любителям музыки по его выступлениям с Российским Национальным Оркестром под управлением Михаила Плетнева, который нередко выступает с ним в качестве солиста.
Ван Альфен также был главным дирижером Симфонического оркестра имени Сафонова в Кисловодске.
В третий вечер «Академией солистов» будет дирижировать их главный приглашенный дирижер, хорошо знакомый нам Михаил Кирхгофф, главный дирижер оперного театра в Турции, руководитель нескольких фестивалей.
Выпускник Московской консерватории, он сделал за последнее впечатляющую карьеру, выступая с самыми разными оркестрами. В этот вечер прозвучит сочинение Алексея Шора для фортепиано с оркестром «Travel Notebook» «Путевой дневник», где солистом будет известный российский пианист, солист Московской Филармонии Филипп Копачевский. И угадайте что прозвучит во втором отделении? Правильно, Петр Ильич Чайковский, Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Я же заметил уже выше, что Петр Ильич самый популярный композитор!
Следующую солистку я представляю с особым наслаждением – это Елена Башкирова. Дочь одного из легендарных мастеров фортепиано Дмитрия Башкирова, жена одного из прославленных пианистов и дирижеров нашего времени Даниэля Баренбойма, она сохранила яркую индивидуальность, и свою карьеру создавала только собственным талантом и мастерством. Она руководит двумя знаменитыми фестивалями камерной музыки, в Иерусалиме и Берлине, неизменно участвуя в концертах в камерных ансамблях и аккомпанируя солистам.
Последнее время Елена много солирует с оркестрами в Берлине, Париже, Сакт-Петербурге и других городах Европы и продолжает радовать нас в камерном музицировании. Программа ее сольного концерта покоряет изяществом и красочностью: четыре сочинения Моцарта, «Поэтические картины» Антонина Дворжака и Соната Бэлы Бартока. Празднество для души и сердца!
Еще один праздник для души произойдет на концерте замечательной австрийской виолончелистки, знакомой нам по предыдущему фестивалю в составе Трио Космополитан из Вены, Михае Рио. В сопровождении российской пианистки, артистки Deutsche Grammophon Анны Маликовой, она откроет концерт сочинением Альберто Хинастеры, одного из столпов аргентинской музыки, учителя прославленного Астора Пьяццоллы.
А затем – все сложнейшие и красивейшие сонаты для виолончели: шубертовская «Арпеджионе», Вторая соната Иоханнеса Брамса и Интродукция и Блестящий полонез Фредерика Шопена, одно из редких сочинений великого поляка, не предназначенных для фортепиано. Оно написано по просьбе и с помощью (как утверждают знатоки) французского виолончелиста Огюста Франкомма, большого друга Шопена, состоявшего с ним в активной переписке. О многих перипетиях в жизни великого польского романтика мы узнаем именно из писем Франкомму, который нес гроб на похоронах Шопена.
Фортепианный дуэт братьев Параторе, Энтони и Джозефа, известен во всем западном мире. Они исполняют весь академический репертуар фортепианных дуэтов, как для двух роялей, так и для фортепиано в четыре руки. Дуэт братьев Параторе выступает с самыми известными оркестрами, с ведущими дирижерами, делает записи на ведущих мировых лейблах.
Братья Пораторе – ученики прославленной Розины Левиной, выпускницы Московской консерватории (там она увековечена на доске почетных выпускников под именем Розины Бесси), учительницы Вана Клиберна. Каждый из братьев начинал и довольно успешно развивал сольную карьеру, но именно Розина Яковлевна Левина посоветовала им создать фортепианный дуэт, ибо, по ее словам, «возникает ощущение, что они прекрасно дышат вместе за роялем».
Уже в 1974 году дуэт братьев Пораторе выиграл свой первый приз и с тех пор они играют вместе. Кстати, этот вполне академический дуэт не чурается играть джаз и в этом жанре успешно сотрудничал с прославленным джазовым пианистом Дэйвом Брубеком. Кто знает, может им понравится мальтийская публика и они «на бис» сыграют что-то из джазового репертуара? В объявленной программе их концерта аранжировка для фортепиано в четыре руки «Шехерезады» Римского-Корсакова, сюита «Долли» Габриэля Форе.
Еще один блистательный участник фестиваля Мальта 2019 – знаменитое французское Трио Вандерер. Названное в честь песни Шуберта «Странник» (Wanderer), трио в прошлом году отпраздновало свое 30-летие.
Выпускники Парижской консерватории создали один из самых слаженных и виртуозных камерных ансамблей мира. Они играли с самыми великими музыкантами, легендами – от Иегуди Менухина до оркестра РНО, они гастролируют в самых престижных залах мира, и награждены массой музыкальных наград, в том числе трижды французской премией Vitoires de la musique classique, Midem Classical Aword, ARD de Munich и другими.
У каждого из музыкантов своя собственная преподавательская карьера: скрипач Жан-Марк Филиппс-Варжабедян и виолончелист Рафаэль Пиду – профессора в Парижской Национальной консерватории, пианист Винсент Кок – профессор Высшей школы музыки в Лозанне.
Свой концерт на Мальте эти прославленные музыканты откроют «Семью пьесами для фортепианного трио» Алексея Шора. Что же касается следующих произведений, Ноктюрна Шуберта (их титульного композитора) и трио Камиля Сен-Санса, то позволю себе процитировать рецензию одного из коллег с фестиваля в Сочи, где они играли эту же программу.
«Ноктюрн» Шуберта стал страстным признанием в любви, отчаянным и упорным, по-настоящему мужским. Скрипка Гварнери в руках Жана Марка Филипп-Варжабедяна настойчиво требовала ответных признаний, ансамблевость игры трио буквально поражала воображение.
Во втором отделении прозвучало трио Сен-Санса (опус 92), где французские музыканты раскрылись в полной мере. Тончайшие переходы от форте к пианиссимо, абсолютно синхронные виртуозные пассажи, глубинная архитектура звука, экспрессивные диалоги инструментов – все это Wanderer в Сен-Сансе. Трио равных, трио прекрасных музыкантов».
Молодой, но уже известный австрийский пианист, артист Deutsche Grammophon Ингольф Вундер выступал в европейском, российском и американском турне Мальтийского филармонического оркестра. В сольном концерте на Мальте Ингольф Вундер исполнит популярные произведения мальтийских и других европейских композиторов.
Замечательный дуэт даровитой скрипачки Марии Солозобовой, воспитанницы русской скрипичной школы, занимавшейся у Ирины Бочковой и Захара Брона, победительницы целого ряда престижнейших конкурсов, и российского пианиста, живущего уже много лет в Барселоне, Владислава Броневецкого, мы услышим с программой из сочинений Пабло Сарасате и Цезаря Франка.
Один концерт отдан Мальтийскому юношескому оркестру, с которым будут солировать талантливые молодые музыканты-уроженцы Мальты пианистка Лаэтита Амодио и скрипач Стефан Калея.
Мальтийский филармонический оркестр даст на фестивале три концерта. В первом он будет играть под управлением Дмитрия Яблонского, который чередует виолончель с дирижерской палочкой. Сын прославленной пианистки Оксаны Яблонской, он совершенствовал свое мастерство в Джульярде, а в конце 80-х годов начал карьеру дирижера, заменив поначалу за дирижерским пультом заболевшего коллегу. С тех пор Яблонский успешно выступает в обеих ипостасях.
Он будет дирижировать редко исполняемой Третьей симфонией… П. И. Чайковского (могло ли быть иначе?). Солировать с Концертом для виолончели Алексея Шора будет в этот вечер победитель последнего Конкурса Чайковского, румынский виолончелист Андрей Ионица, уже успевший после победы объехать весь мир.
В закрывающем фестиваль концерте Мальтийского филармонического оркестра будет солировать всеми нами любимая Анна Аглатова, ведущая солистка Большого театра России, обладательница красивейшего сопрано. Оперные дуэты с Аглатовой будет петь мальтийский тенор, ученик прославленной Анны Тумовой-Синтов, Клифф Заммит Стевенс.
Между этими двумя выступлениями Мальтийский филармонический оркестр будет играть под управлением маэстро, с которым уже успешно концертировали во время своего юбилейного турне, армянским дирижером Сергеем Смбатяном, о котором я выше сказал немало теплых слов. Солировать в этом концерте будет, замечательная молодая южнокорейская скрипачка, победительница нескольких конкурсов, в том числе престижнейшего имени Королевы Елизаветы в Брюсселе в 2015 году, Йи Ёнг Лим.
Критика газеты «Вашингтон Пост» особенно восхитила её богатая тембральная палитра, где эта даровитая скрипачка с легкостью демонстрирует мерцающее пианиссимо в верхних позициях свободно переходя к мощному, почти альтовому, звуку на баске. Она будет солировать с «Полетом Фалькона» и «Морскими пейзажами» Алексея Шора, когда во втором отделении прозвучит знаменитая Девятая симфония «Из Нового света» Антонина Дворжака.
Но организаторы фестиваля уже смотрят в будущее. И не на один, а на два года вперед. Уже известны имена некоторых солистов фестиваля 2020 года: пианистка Екатерина Мечетина, виолончелист Борис Андрианов, скрипач Сергей Догадин, виолончелист Виктор Жульен-Лаферьер – имена хорошо знакомые по выступлениям на самых солидных концертных площадках с лучшими оркестрами и дирижерами. И это только начало.
На следующий же фестиваль, 2021 года, уже дали согласие приехать такие прославленные коллективы, как Королевский филармонический оркестр из Великобритании, Иерусалимский симфонический оркестр, Льежский филармонический оркестр из Бельгии, Немецкий государственный филармонический оркестр Рейнланд-Пфальца, Государственный симфонический оркестр Армении и, безусловно, на Фестивале выступит свой, родной Мальтийский филармонический.
В сольных концертах и с оркестрами мы услышим музыкантов, чьи имена заставят трепетать сердца многих любителей музыки: Марта Аргерих, Евгений Кисин, Николай Луганский, Даниил Трифонов, Леонидас Кавакос, Хилери Хан, Юджи Ванг, Соль Габетта и другие.
Есть еще одна новость, которая заинтересует, в первую очередь, пианистов. В 2021 году в рамках фестиваля снова состоится Мальтийский международный фортепианный конкурс, где сохранится та же сумма первой премии, что и в 2018 году – 100 тысяч евро, которые получит победитель, но также добавятся еще 100 тысяч евро в виде гонораров за 20 концертов во многих странах мира, которые гарантированы победителю. Итого победитель получит 200 тысяч евро.
Общий призовой фонд также увеличился до 305 тысяч евро. Мальтийскому конкурсу снова будут предшествовать международные локальные состязания пианистов, но на это раз их будет уже 14, «Четырнадцать путей на Мальту», и этот фортепианный марафон охватит целый ряд дополнительных стран. Но об этом мы еще расскажем.
Йосси Тавор, на правах рекламы