Исполнительный и артистический директор Карнеги-холл Клайв Гиллинсон в блоге на сайте зала опубликовал прощальные слова в адрес ушедшего из жизни 1 декабря 2019 выдающегося дирижера Мариса Янсонса.
***
Дирижер Марис Янсонс был самым чистым музыкантом и человеком, которого я когда-либо знал; человеком, который всю жизнь руководствовался своей бескомпромиссной и исключительной преданностью музыке и заботой о людях, которых он любил.
Когда меня спрашивают, что, по моему мнению, является главным талантом художника, отвечаю без колебания, – скромность. По-настоящему великие артисты никогда полностью не удовлетворены своими выступлениями. Не важно, насколько виртуозен их талант, они никогда не перестают учиться, задавать вопросы самим себе и постоянно искать пути к совершенствованию.
Они всегда верят, что завтра будет новый день и новый уровень глубины понимания музыки, достижением которой музыканты занимаются абсолютно всё время бодрствования.
В этом смысле, если определить личность Мариса Янсонса одним словом, то для меня, без сомнения, — скромность, которая лежит в основе его как профессиональной жизни, так и его человеческой сущности.
Марис был надёжным руководителем и верным другом. С одной стороны, можно сказать, что ему сопутствовал ранний успех в карьере, включая стажировку у Герберта фон Караяна и его победу в 1971 году в Международном Конкурсе дирижёров Караяна (Herbert von Karajan International Conducting Competition), но с другой – настоящее международное признание пришло у нему в 36 лет, когда Янсонс возглавил Филармонический оркестр Осло.
С норвежским коллективом Марис постоянно выступал, записывал, гастролировал, выстраивал ту самую сыгранность, которая стала узнаваема за своё исключительное качество. Маэстро был предан Осло на протяжении 20 лет, несмотря на заманчивые приглашения от других оркестров по всему миру.
Год за годом Марис Янсонс брал на себя разные обязанности: второй дирижер ЗКР оркестра Ленинградской филармонии, главный приглашенный дирижер Лондонского филармонического оркестра (к моему большому сожалению, так как я хотел, чтобы он занимал аналогичную должность в Лондонском симфоническом оркестре); в 1997 году он становится музыкальным директором Питтсбургского симфонического оркестра, и для коллектива наступает золота эра, и, конечно, Осло, Филармонический оркестр которого Марис вывел на высочайший международный уровень.
Четыре десятилетия его появления за дирижерским пультом этих оркестров были одними из самых ожидаемых концертов в Карнеги-Холл.
В 2003 году Маэстро начинает новую главу в своей музыкальной жизни, став главным дирижером Симфонического оркестра Баварского радио и возглавив Королевский оркестр Концертгебау в 2004-м – два прославленных коллектива мирового уровня.
Когда меня назначили исполнительным и артистическим директором Карнеги-Холл в 2005 году, первое, что я сделал, связался с Марисом, чтобы попросить выступать в Карнеги-Холл ежегодно, и мы договорились о сменном графике выступлений двух оркестров.
Концерты всегда были захватывающими. Не смотря на то, что состояние его здоровья ухудшилось в последние годы и он сократил количество своих выступлений, Марис всегда отдавал себя целиком музыкантам и публике, включая его последнее выступление в Карнеги-Холл в ноябре.
Однажды Мариса спросили, что самое главное для дирижера? И среди его ответов были талант, хорошая дирижерская техника, глубоко осмысленное и в тоже время полное воображения раскрытие замысла, качественный репетиционный процесс и разнообразный репертуар. На протяжении своей карьеры он демонстрировал все эти качества, как замечательный руководитель и друг.
Все в Карнеги-Холл выражают свои соболезнования его обширной музыкальной семье и его жене Ирине, чья любовь и поддержка занимали центральное место в жизни Мариса.
Мы присоединяемся ко всему музыкальному миру, отмечая выдающиеся достижения одного из поистине великих музыкантов эпохи.
Клайв Гиллинсон, исполнительный и артистический директор Карнеги-холл. Перевод Ольги Пальчевской