В каком состоянии находится мир классической музыки сегодня? Как он меняется? Ежегодное исследование, опубликованное сайтом Bachtrack, предлагает ответ, из которого можно сделать несколько неожиданных выводов.
За 2023 год база музыкальных событий Bachtrack пополнилась 31,309 различными мероприятиями (примерно на 4,000 больше, чем в предыдущем году). Это более 16,000 концертов, 9,000 оперных представлений и почти 6,000 танцевальных представлений.
Также в этом году Bachtrack провел оценку данных за последние десять лет, получив возможность сделать статистически значимые выводы о мире классической музыки и трансформациях, которые он претерпевает.
Современная музыка на пике популярности
Одним из примечательных открытий за последние десять лет стал неуклонный рост количества исполнений музыки ныне живущих композиторов. Во всем мире с 2013 года доля исполнений современной музыки выросла с 6% до 14%. В Великобритании этот показатель вырос с 6% до 15%, а в США — с 7,5% до 20%. В некоторых странах, например в Японии, Австрии и Франции, современная музыка исполняется реже, тем не менее, и в этих странах наблюдается тенденция к росту.
При этом частота исполнений музыки других исторических эпох также меняется. По статистике Bachtrack, в Великобритании доля исполнений музыки добарочного и барочного периодов за десять лет снизилась с 20% до 15,5%. Аналогичное падение – с 13% до 6% – наблюдается в США. В большинстве европейских стран доля музыки этих эпох в программах концертов остается стабильной.
Женщин-композиторов становится больше
Увеличение количества исполнений современной музыки идет рука об руку с увеличением количества исполнений музыки женщин-композиторов, в особенности ныне живущих. София Губайдулина, Кэролайн Шоу, Унсук Чин и Анна Клайн вошли в топ-100 самых исполняемых композиторов 2023 года. В топ-100 также входят Клара Шуман, Фанни Мендельсон и Лили Буланже. В 2023 году 22 из 200 самых исполняемых композиторов — женщины. В 2013 в аналогичном рейтинге их было двое.
В статистике Bachtrack 36 из 100 самых исполняемых ныне живущих композиторов — женщины. В 2013 году их было 11 из 100. Также 7 из 20 самых исполняемых ныне живущих композиторов оказались женщинами, в то время, как в 2013 году в топ-20 их не было вовсе.
Дирижерская палочка в женских руках
В отличие от заметного роста количества женщин-композиторов, ситуация с женщинами-дирижерами оказывается неоднозначной. В 2023 году Андрис Нельсонс снова стал самым востребованным дирижером симфонических концертов, появившись в базе Backtrack 112 раз. В то же время, самая востребованная женщина-дирижер, Элим Чан (выступила 53 раза), даже не попала в топ-20. Из 100 самых востребованных дирижеров (более 26 представленных в базе выступлений) 14 — женщины. В 2013 году в списке 102 самых востребованных дирижеров было всего 4 женщины.
Хотя женщины-дирижеры менее востребованы, чем мужчины, является ли это признаком того, что они также упускают руководящие должности в индустрии классической музыки? В 102 оркестрах мира, сезоны которых перечислены в статистике Bachtrack, упомянуто 95 главных дирижеров. Из них только 7 были женщинами.
Конечно, по всему миру существуют сотни оркестров, многие из которых выходят за рамки этой выборки. Но более крупное исследование, проведенное в 2021 году Натали Краффт для конкурса и академии La Maestra, пришло к аналогичному выводу: из 778 выявленных оркестров только в 7,9% главным дирижером была женщина.
Существуют ли невидимые препятствия на этом пути для женщин-дирижеров, такие же, какие существуют для женщин-композиторов? Это возможно. Дело также может быть в том, что сегодня работает очень много опытных женщин-дирижеров, в большем количестве, чем в предыдущие десятилетия. Есть также несколько вакантных должностей главного дирижера в крупных оркестрах по всему миру, включая Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Чикагский симфонический оркестр и Симфонический оркестр Сиэтла. Назначит ли какой-нибудь из этих оркестров женщину руководителем?
Топ произведений 2023 года
Учитывая то, что в этом году отмечался 150-летний юбилей Сергея Рахманинова, его «Симфонические танцы» возглавили рейтинг самых исполняемых произведений года. Второй и Третий фортепианные концерты также находятся в верхней части списка. Если не считать «Весны Священной» Стравинского, это были единственные произведения ХХ века, попавшие в двадцатку лучших в этом году (если не считать равелевскую оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского).
Симфонии, хотя и исполнялись достаточно часто, не смогли помочь Рахманинову потеснить в рейтинге Дворжака, Бетховена, Брамса и Чайковского как ведущих симфонистов. Помимо Второго и Третьего фортепианных концертов Рахманинова, наиболее исполняемыми концертами в этом году были скрипичные концерты Чайковского, Мендельсона и Бетховена.
«Вальс» Равеля, который Bachtrack назвал самым исполняемым произведением 2022 года, по-прежнему популярен (это, действительно, самое популярное произведение композитора), хотя в 2023 году он выпал за пределы топ-20.
В опере ситуация оказалась более стабильной. Самые популярные оперы 2023 года во многом аналогичны операм десятилетней давности. Между тем, в танцевальном мире «Щелкунчик» царит безраздельно – в 2023 году отчасти благодаря версии Кэсси Киноши, дополняющей традиционную оркестровку балета.
Следующие два места в списке самых исполняемых балетов также распределились между балетами П. И. Чайковского: на втором месте “Лебединое озеро”, на третьем – “Спящая красавица”.
«Это чудовищное варварство»: в Лондоне поставили альтернативную версию «Щелкунчика»
Балеты на музыку Дюка Эллингтона («Night Creature» и «Reflectios in D») и Уинтона Марсалиса («For Four») также пользовались большим успехом в 2023 году, что сделало его особенно успешным для чернокожих композиторов в танце. Афро-американский хореограф-новатор Элвин Эйли также занимает пятое место среди хореографов по результативности в наших списках 2023 года.
В топ-20 наиболее часто упоминаемых хореографов входит только одна женщина (Шэрон Эяль). Изменится ли эта ситуация в будущем, еще неизвестно.
Конкуренция среди композиторов
Наблюдая за тенденциями последнего десятилетия, можно увидеть, что популярность некоторых композиторов растет, а популярность других снижается. Частота исполнений музыки Малера растет постоянно: в 2023 году его произведения можно было услышать почти в два раза чаще, чем в 2013 году. В течение десятилетие значительно выросло число исполнений музыки Курта Вайля: в 2023 его произведения стали появляться в программах концертов в 2,6 раза чаще, чем в 2013.
Произведения Вайля по-прежнему защищены авторским правом во многих странах мира, поэтому этот рост за последнее десятилетие свидетельствует о реальном росте популярности, особенно в Германии. На вопрос, чем можно объяснить этот рост, Эд Харш из Фонда Курта Вейля ответил:
«Курт Вайль был композитором, жившим в сложные и нестабильные времена. По мере того, как в современном мире нарастают политические и социальные проблемы, актуальность и сила музыки Вайля становятся все более очевидными, как это произошло с недавним успехом таких произведений, как «Der Silbersee» и «Симфоническая фантазия».
В свою очередь, некоторые композиторы напротив, несколько теряют популярность. За последние десять лет популярность Элгара и Генделя постепенно уменьшалась. И хотя юбилеи некоторых композиторов, таких как Лигети, привели к заметному увеличению количества выступлений в 2023 году, у других, таких как Уильям Берд, заметных изменений в частоте исполнений не наблюдается. Частью это может быть связано с общим снижением количества исполнений старинной музыки в Великобритании за тот же период.
В целом, наиболее исполняемым композитором в 2023 году был Вольфганг Амадей Моцарт, а наиболее исполняемым ныне живущим композитором – Джон Вильямс, сместивший с первого места Арво Пярта, возглавлявшего список в прошлом году.
Выводы
В мире классической музыки за последние десять лет в некоторых аспектах наблюдались значительные изменения: в частности, в количестве исполнений произведений ныне живущих композиторов и женщин-композиторов. С другой стороны, многие другие аспекты демонстрируют гораздо более сильную инерцию.
Значит ли это, что в условиях, когда в индустрии происходят значительные технологические изменения (физические носители вытесняются потоковой передачей, а затраты энергии на эксплуатацию больших площадок для выступлений растут), зрители и художественные руководители продолжают цепляться за то, что им известно, вместо того, чтобы следовать за изменениями и идти на риск? Время покажет.
Полностью статистические данные можно изучить на сайте Bachtrack,
Bachtrack, перевод и дополнения – ClassicalMusicNews.Ru