
3 августа 2023 года художественный руководитель Московского областного государственного академического театра «Русский балет», народный артист СССР, профессор Вячеслав Гордеев отметит двойной юбилей – свое 75-летие и 55-летие творческой деятельности.
За плечами более 55 лет яркой многоплановой балетной жизни: блистательный всемирно известный танцовщик, премьер Большого театра, руководитель балетной труппы Большого театра (1994-1997 г), балетмейстер, постановщик, профессор, возглавляющий хореографическую кафедру, художественный руководитель балетмейстерского факультета в ГИТИСе, основатель и бессменный художественный руководитель театра «Русский балет», который за свои 43 года снискал признание и известность в России и за рубежом.
Человек высочайшей культуры и разностороннего таланта, Гордеев полон энергии и творческих планов, ежегодно выпускает новые спектакли в своем театре, проводит гастроли по всей России и за рубежом, руководит кафедрой хореографии в Российской академии театрального искусства /ГИТИС/ и ведет курс балетмейстерского мастерства.
Юрий Николаевич Григорович – легендарный балетмейстер совсем недавно сказал:
«Вячеслав Гордеев никогда не тратил времени даром – он его ценил. Поэтому многое успел и в Большом театре, куда пришел в конце 60-х, и за его пределами, когда бесстрашно пустился в собственное плавание, уже обретя опыт, мастерство и имя».
Премьерские партии, которые он получил довольно быстро, формировали одновременно и его личность. Он первый в своем поколении профессионально научился администрировать собственные возможности, шире смотрел на профессию и на свое в ней место. Вячеслав Гордеев проживает в созданном им «Русском балете» другую жизнь. Его премьерские амбиции не угасли, но по-иному переплавлены. Сегодня он – педагог, балетмейстер, руководитель. Так проявляет себя его индивидуальность, и я не удивлен». (2023г)
Вся жизнь – как непрерывный взлет
Вячеслав Гордеев – выдающийся деятель культуры, всемирно известный артист балета, балетмейстер, театральный режиссер, педагог. Его имя золотыми буквами вписано в историю Большого театра. Более двадцати лет – с 1967 по 1989 — блистательный премьер этой великой сцены, а с 1994 по 1997 – художественный руководитель балетной труппы Большого театра. Звездный дуэт «Вячеслав Гордеев – Надежда Павлова» вызывал восторг зрителей всего мира, их называли «надежда и слава русского балета», ими гордилась страна.
С профессией Гордеев определился с самого детства – сразу и навсегда. Он положил всего себя на алтарь любимого искусства – балет стал не просто его призванием, а образом жизни. Вся его многообразная творческая деятельность – танцовщика, балетмейстера, режиссера, педагога, руководителя балетного коллектива, создателя журнала и даже работа в качестве депутата Московской областной думы – была во славу и во имя любимого искусства. Он всегда сохранял с ним действенную связь и способствовал развитию балета во всех направлениях своего таланта.
«Нуреева подвёл темперамент». Вячеслав Гордеев о закулисье большого балета
Сценическая карьера Гордеева развивалась ярко и стремительно, играя всеми гранями его разностороннего таланта. В 1968 году, во время гастролей в Лондоне будучи еще студентом, Гордеев дебютировал рядом с уже именитыми в то время мастерами – Владимиром Васильевым, Марисом Лиепой, Екатериной Максимовой. Он стал любимцем публики, а лондонская пресса окрестила тогда юного танцовщика «золотым мальчиком».
После окончания училища Вячеслав Гордеев был приглашен в труппу Большого театра. Он был идеальным исполнителем романтических ролей, его танец носил не просто романтический характер, он был наполнен всеми нюансами драматической игры. Он исполнил практически все ведущие партии репертуара Большого театра и был партнёром Раисы Стручковой, Марины Кондратьевой, Екатерины Максимовой, Нины Сорокиной, Людмилы Семеняки и др. В период 1973-85 гг. он был постоянным партнёром Надежды Павловой. Этот непревзойденный дуэт гремел на весь мир.
Борис Акимов, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии:
«Поражает, восхищает и вызывает глубокое уважение его необыкновенная преданность искусству танца – делу, которому он, по сути, посвятил всю свою жизнь. На своем пути он прошел многие этапы, перевернул многие страницы биографии.
Это и сценическая деятельность, и балетмейстерские постановки, и руководящая работа в различных коллективах. Его удивительная преданность делу, нацеленность на успешный конечный результат всегда проявлялись и получали высокую оценку профессионалов. Свойственное ему творческое горение – неотъемлемая часть его натуры».
Корифей балетной сцены, народный артист СССР Михаил Лавровский заметил:
«Гордеев — танцовщик сенсационной техники и электризующей виртуозности. У него неповторимый собственный стиль».
Михаил Лавровский: “Танцевать можно сколько угодно, смотреть нельзя”
Легендарный танцовщик и педагог Асаф Михайлович Мессерер:
«Он изумляет и публику, и профессионалов своими вращениями. Его прыжки грациозны и воздушны, что бы он не делал – это чрезвычайно гармонично . Все движения, даже самые сложные – всегда средство выражения определенного музыкального и драматического образа».
Премьер Большого балета Борис Хохлов:
«Танец Вячеслава Гордеева отличают благородство формы, высокая техническая точность. Уверенность в турах и пируэтах. Он обладает хорошим прыжком, умеет в поддержках быть надёжным и пластичным».
«Слава всегда был настроен на творческий процесс, отдавался ему с полным погружением. Про его партнерские качества по театру ходили легенды. Позитивный настрой партнера крайне важен для нахождения психологического контакта с балериной, и Гордеев владел еще и этим искусством».
В 1981 году Гордеев дебютировал как балетмейстер, а на пике сценической карьеры, будучи премьером Большого театра, он принял предложение стать руководителем небольшого ансамбля «Классический балет» и, как «играющий тренер», вывел коллектив в лидеры балетной сцены и взрастил его до известного в России и за рубежом Московского государственного академического театра «Русский балет». Здесь развернулась плодотворная балетмейстерская деятельность Гордеева, поставившего все балеты П. И. Чайковского, балеты – шедевры мировой классики и более 30 хореографических миниатюр.
Его талант и труд отмечены правительственными наградами, он обладатель самых престижных призов, званий и медалей за достижения в балетном искусстве, в том числе, золотой медали Второго международного конкурса артистов балета в Москве, звания лауреата Премии Ленинского комсомола, Премии Мориса Бежара, призами «Лучшему хореографу», «Танцующий Икар», «Рыцарь балета» и многих других.
Гордеев в постоянном творческом поиске и как худрук театра. С 1916 года он руководит кафедрой хореографии Российской академии театрального искусства, где как профессор и балетмейстер ведет творческую мастерскую. Опытный балетмейстер-постановщик, он передает свои знания и секреты мастерства артистам балета – студентам своего курса по балетмейстерскому искусству.
Всемирно известная и одинокая. Ко дню рождения Галины Улановой
С 1999 года В. М. Гордеев являлся официальным представителем Фонда Р. Нуреева в России и странах СНГ. В 2010 году учредил Благотворительный фонд своего имени, способствующий развитию классического танца и становлению в профессии молодых талантливых исполнителей и хореографов.
С 2007 – 2012 г. – депутат Московской областной Думы, заместитель председателя комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодёжи и туризма.
В. Гордеев не замедляет жизненный темп, наоборот, он реализует себя в новых и новых направлениях и качествах. Реализуя все свои дарования и организаторские способности, Гордеев ставит спектакли, выводит на творческие орбиты учеников-танцовщиков в своем театре, готовит хореографов на балетмейстерском факультете Российского института театрального искусства. Находятся время и силы для работы в жюри престижных конкурсов, для общественной деятельности, для осуществления социально значимых проектов. Так деятельная натура и личная судьба Рыцаря балета воплотились в постоянно обновляющийся символ служения искусству танца.
Пресс-служба театра “Русский балет”