В субботу в концертном зале Харьковской областной филармонии этот уникальный инструмент работы великого мастера зазвучит в руках японской исполнительницы Саяки Седзи.
Голос этого инструмента, который имеет свое имя «Йоахим», впервые харьковчане услышали год назад (18 января 2007 года). Эта скрипка — одна из семисот великого мастера Страдивари и является государственным достоянием Японии. Музыкальный фонд «Ниппон» предоставил ее во временное пользование талантливому музыканту из Японии Саяке Седзи.
Зрительский интерес подогревается и множеством связанных с ним легенд. Одна из них гласит, что на скрипке, хранившейся в богатой немецкой семье Йоахим, могли играть только мужчины. Женщинам даже брать этот инструмент в руки запрещалось.
Но в 19-м веке скрипка перешла по наследству к одной из девушек этой династии. Молодая фрау наплевала на все условности и взяла ее в руки. Смычок начал ерзать по струнам, скользил и прыгал. Инструмент издавал ужасные звуки, кричал и рыдал. Строптивая скрипка женщине не поддавалась.
Вскоре молодая наследница раритета слегла с тяжелой депрессией, отказалась от приема пищи и умерла. Наследники решили, что в смерти родственницы виновна скрипка и по дешевке продали инструмент торговцам. Сменив множество владельцев, он попал в собственность фонда «Ниппон» и по решению специальной комиссии передан Саяке Седзи. Проигнорировав мистику и отбросив все предрассудки, скрипачка с рвением взялась за дело. По ее словам, первая игра напоминала вой призраков в старом замке. Но со временем скрипка покорилась, хотя на это и ушло два года.
“Каждый день работы на этом инструменте открывает что-то новое для меня, — рассказала Саяка Шоджи. — Это как в общении с интересным человеком. Все время открываются новые грани. Сегодня инструмент стал как бы частью меня, а я — его частью”,
— рассказала Саяка Седзи. Условия передачи инструмента во временное пользование достаточно жесткие. Ежегодно Саяка Седзи обязана предоставлять специальной комиссии фонда материалы критики, расписание состоявшихся в течение года концертов и их график на будущий год, а также аудио- и видеозаписи выступлений.
В комиссию входят известные авторитетные музыканты, которые и решают, достоин ли исполнитель права пользоваться уникальным инструментом. Подтверждением этого права может служить вся музыкальная карьера Саяки Седзи.
Начав заниматься музыкой с пяти лет, она скоро стала победителем многих фестивалей, включая 8-й Международный конкурс молодых музыкантов им. Моцарта в Вене (1995 г.), 7-й Международный конкурс молодых скрипачей им. Венявского в Польше двумя годами позже и Международный конкурс «Виотти Вальсесия» в 1999 г. В том же году в возрасте 16 лет девушка получила Первую премию на международном конкурсе им. Паганини в Италии и стала первой в истории японкой, получившей эту премию.
Сейчас, в свои 22 года, она входит в число самых востребованных скрипачей мира. Хотя на этом инструменте скрипачка играет уже пять лет, по ее словам, ежегодно с приближением марта она начинает немного переживать — оставят ли эксперты ей скрипку на следующий год. На вопрос, не тяжело ли нести постоянную ответственность за столь уникальный инструмент, Саяка ответила, что особых трудностей не испытывает, так как возможность играть на этой скрипке компенсирует все.
К слову, предстоящий концерт в филармонии уникален не только исполнительницей и ее инструментом. Необычна и программа выступления. Музыканты взялись за Концерт для скрипки с оркестром Игоря Стравинского, который впервые прозвучит в Харькове. Из-за технической сложности этого произведения оно редко исполняется. По словам главного дирижера Юрия Янко, артисты оркестра даже не сразу отыскали партитуру этого произведения в Украине. Уже отчаявшись, они совершенно случайно обнаружили ноты в Чернигове.
А вот Саяка уже играла этот концерт на публике. Тогда ей было всего 16 лет. По ее словам, тогда, напуганная сложностью этого концерта, она не смогла полностью выразить себя через музыку. Сегодня, познакомившись с музыкой И. Стравинского, она вплотную попытается приблизить свое исполнение к авторскому замыслу.
Александр Ключко, “Вечерний Харьков”