Московская филармония, завершая свой насыщенный яркий концертный сезон, в очередной раз предлагает слушателям уникальный проект-путешествие в рамках абонементного цикла Государственного академического симфонического оркестра имени Е. Ф. Светланова «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».
Животрепещущей темой и ключевой идеей смотра станут война и мир. Цикл просветительских концертов посвящен знаменательной дате в мировой истории – 70-летию Великой Победы.
Уникальные в своем роде концертные программы, составленные Владимиром Юровским, поражают свои грандиозным размахом и безупречным вкусом. За четыре дня фестиваля публика услышат множество самых разных произведений, написанных в отличных друг от друга жанрах и стилях.
Владимир Юровский всегда предлагает самые лакомые и оригинальные идеи и сознательно уходит от стандартных форм концерта. Дирижер не расслабляет внимание слушателя: он помещает наше сознание в контекст эпохи, вовлекая нас в интереснейшую игру сопоставлений исторических фактов и композиторских прозрений, помогая, тем самым, глубже понять мотивации творцов и почувствовать музыкальный пульс эпохи. Он увлекает. Он удивляет. Он рассказывает правду словами и музыкой.
Владимир Юровский:
«В этом году тему подсказала сама жизнь. 70-лет окончания Великой отечественной войны, 70 лет со дня освобождения концентрационных лагерей. Эта тема затрагивает всех нас, живущих и в этой стране и на этой планете. Мы попытались в нашей программе создать своего рода звуковую дорожку того времени.
Но, так как очень трудно всегда очертить рамки временные такого события как Великая война, потому для нашей страны она началась 22 июня 1941 года, для других людей – 1 сентября 1939 года. Не совсем понятно, когда она закончилась, для кого-то в мае, а для кого-то в августе 1945-го, а для некоторых эта война временами продолжается и до сих пор. Тут в мире нет единого какого-то мнения на этот счет.
Но это была самая страшная война в истории человечества. И, если попытаться взглянуть на войну не с точки зрения политических событий, не с точки зрения каких-то тогда, или ныне существующих идеологий, то возникает сразу вопрос: «А причем же тут музыка?!»
Ведь война – это, прежде всего, вереница страшных событий, когда люди убивают друг друга, когда страдают ни в чем не повинные мирные жители, разрушаются города. Причем же тут музыка? Вот выясняется, что музыка во всех странах тогда принимавших участие в той кровопролитной войне, выполняла множественные функции. Прежде всего, музыка была необходима людям как отдушина, она была необходима тем людям, которые ее сочиняли, исполняли и, конечно же, всем слушателям. Вообще, говорить о войне довольно трудно, не впадая в банальности.
Мы с Государственным симфоническим оркестром им. Светланова постараемся за эти четыре вечера как можно шире очертить многосторонний репертуар. И вот здесь мы действительно побили свои собственные, а, может быть и не только свои рекорды. Наши программы насчитывают произведения 25 авторов из 10 стран-участниц Второй мировой войны. Конечно же, всех стран нам не удалось включить. Я заранее приношу свои извинения тем замечательным авторам и их странам, которые тоже участвовали в войне, но мы физически не смогли вместить в этой обширной программе. Но все основные страны, которые были участницами той войны, у нас представлены.
Музыка – это средство выживания людей в годы войны, когда ничего прекрасного в жизни больше не остается и, тем не менее, каким-то образом необходимо двигаться и жить дальше. И музыка в данном случае помогает, причем не только развлекательная. И вот интересно, как многие авторы откликались на войну не созданием каких-то монументальных полотен, хотя были и такие (вспомним военные симфонии Шостаковича и Прокофьева), но каким-то образом люди переключались на гораздо более демократичные и простые жанры, не говоря уже и том, что исполнение симфонической музыки в годы войны было затруднено по естественным причинам.
Мы постараемся представить в нашем абонементном цикле максимальное количество разной музыки, самых разных авторов – представителей разных стран, произведения, написанные в разных стилях. И в связи с этим возникла необходимость расширить рамки наших обычных симфонических концертов, так как огромное количество музыки, созданной в годы войны, было написано для камерных составов. При поддержке московской филармонии мы решили создать довольно необычный формат позднего пост концерта, где будет исполняться только камерная музыка. А в конце мы сознательно вступим в диалог с публикой. У каждого есть возможность задать интересующий тот, иной вопрос касаемо программы фестиваля, или концерта.
Особенно мне хотелось бы подчеркнуть мысль, заложенную в основе идеи данного фестиваля – в такой войне нет победителей и нет побежденных, есть виновники этой войны. Ну не может же быть одна нация единственной виновницей страшнейших кровопролитий, как и не может одна страна и только единственно быть победительницей. В разных странах всегда были разные люди. Мы будем играть музыку немецких композиторов и тех, кто эмигрировал из Германии и находился далеко за ее пределами.
Учитывая сложность временных границ той войны, мы решили озаглавить наш фестиваль как «Музыка 1930 – 1940-х гг». В основе той войны лежало противоборство тогда существующих разных систем и режимов. И во многом эти режимы стоили друг друга, поэтому в наших программах будет преобладать музыка, написанная до и после войны. Ну а какие она вызовет чувства и мысли публики, мы очень бы хотели узнать от самих слушателей. Интерактив мы горячо приветствуем. По окончании позднего камерного концерта есть возможность задать какие-то вопросы и высказать свои личные ощущения по поводу услышанного».
10 июня в зале им. Чайковского концертный марафон открылся выступлением Государственного академического симфонического оркестра имени Е. Ф. Светланова. В этот вечер к коллективу присоединились артисты Большого академического хора «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра (художественный руководитель и дирижер – Лев Конторович), а также вокалисты – Эвелина Добрачёва (сопрано) и Роман Муравицкий (тенор).
Они исполнили кантату Сергея Прокофьева «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» на слова Павла Антокольского, «Песнь депортированных» Оливье Мессиана и кантату Франсиса Пуленка «Лик человеческий».
Концерт открыла ранняя Первая симфония классика польского авангарда XX века Витольда Лютославского, написанная в начале 1940-х – когда отчаяние и безысходность господствовали не только в Польше, но и вомногих других странах, захваченных гитлеровской Германией.
Значительное место в программе было уделено произведениям Арнольда Шёнберга. Его единственный Фортепианный концерт филигранно исполнила прославленная британская пианистка с японскими корнями Мицуко Учида, как не странно, никогда ранее не выступавшая в современной России, если не учесть ее давний приезд в Советский Союз в начале 1970-х с Японским симфоническим оркестром. Впрочем, как призналась сама пианистка, те впечатления остались для нее смутными, сейчас Мицуко очень рада встрече с российской публикой.
В завершение вечера Владимир Юровский, упоминавший уже о форме пост концерта, снова заговорил о Шенберге и пригласил на сцену музыкантов Госоркестра, пианиста Бориса Петрушанского и музыковеда Михаила Сапонова, для того чтобы исполнить редко звучащее на концертной сцене произведение Арнольда Шёнберга – «Ода Наполеону Бонапарту» (по Байрону) для чтеца, фортепиано и струнного квартета, соч. 1942 года.
Итак, впереди еще три знаменательных и очень уникальных вечера, которые никак нельзя пропустить в Концертном зале им. Чайковского:
15 июня 2015 года
И. Дунаевский — Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» (1936)
Э. В. Корнгольд — Сюита из музыки к фильму «Морской ястреб» (1940)
У. Уолтон — Сюита из музыки к фильму «Генрих V» (1944)
Б. Барток — Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра (1940)
С. Барбер — Адажио для струнного оркестра (1936)
С. Рахманинов — Симфонические танцы (1940)
Борис Петрушанский (фортепиано), Михаил Дубов (фортепиано), Александр Багиров(ударные инструменты), Владимир Терехов (ударные инструменты).
Post-concert event*
О. Мессиан — «Квартет на конец времени» для фортепиано, скрипки, виолончели и кларнета (1940—1941)
Сергей Гиршенко (скрипка), Пауль Суссь (виолончель), Михаил Безносов (кларнет), Вера Алмазова (фортепиано)
16 июня 2015 года
Б. Бриттен — «Симфония-реквием» для оркестра (1940)
К. А. Хартман — «Траурный концерт» для скрипки и струнного оркестра (1939)
Б. Мартину — «Мемориал для Лидице» для оркестра (1943)
Н. Мясковский — Симфония № 24 «Памяти В. Держановского» (1943)
Солист – Владимир Спиваков (скрипка).
Post-concert event*
Произведения композиторов – заключённых концентрационного лагеря Терезин (Г. Краса, Г. Кляйн, В. Ульман, И. Вебер, П. Хаас).
Исполнители – Надежда Гулицкая (сопрано), Владимир Юровский (фортепиано), Алексей Коноплянников (гобой), Дмитрий Колупаев (гобой), Михаил Безносов (кларнет), Юрий Бабий (кларнет), Михаил Урман (фагот), Дмитрий Арбузов (фагот), Валерий Жаворонков (валторна), Алексей Сакович (валторна), Лина Вартанова (скрипка), Апет Асян (альт), Андрей Яцыныч (виолончель), Евгений Прокопьев (скрипка), Лариса Лаврищева (альт), Юлия Кабакова (виолончель), Таир Хисамбеев (скрипка), Евгений Иков (скрипка), Антон Хлынов (альт), Арсений Котляревский (виолончель)
17 июня 2015 года
Л. Даллапиккола — «Песни заточения» для хора, двух фортепиано, двух арф и ударных (1938—1941)
Э. Шульгоф — Концерт для струнного квартета и духового ансамбля (1930)
Д. Шостакович — Симфония № 8 (1943)
Квартет имени Бородина: Рубен Агаронян (скрипка), Сергей Ломовский (скрипка), Игорь Найдин (альт), Владимир Бальшин (виолончель). Большой академический хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра.
Post-concert event*
Д. Шостакович — Струнный квартет № 3
Квартет имени Бородина: Рубен Агаронян (скрипка), Сергей Ломовский (скрипка), Игорь Найдин (альт), Владимир Бальшин (виолончель).
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.ru