
20 октября 2024 года Государственный академический камерный оркестр России, ансамбль Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский представляют в Зале Чайковского оперу «Волшебная флейта» Моцарта.
В исполнении принимают участие солисты – лучшие в России исполнители музыки барокко и классицизма: Елене Гвритишвили, Мария Сардарян, Ярослав Абаимов, Константин Сучков, Николай Диденко, Михаил Нор и другие. Режиссер концертной версии – Егор Перегудов, специально для нее создавший свою версию диалогов.
«Волшебная флейта» принадлежит к числу лучших и наиболее любимых публикой опер Моцарта; за свою более чем двухсотлетнюю сценическую историю «Флейта» неизменно пользовалась успехом. Согласно данным сайта Operabase, по популярности «Волшебная флейта» уступает только «Травиате», «Кармен» и «Богеме».
История ее успеха началась буквально со дня премьеры, состоявшейся 30 сентября 1791 года в венском театре «Ауф дер Виден»: только за последующий год опера прошла там сто раз.
По замыслу Эмануэля Шиканедера, заказавшего Моцарту «Волшебную флейту» и написавшего либретто, опера должна была привлекать в том числе самого широкого зрителя – и зрелищностью, и сказочностью, и спецэффектами, и простонародно-комедийными мотивами. И демократичностью жанра: «Волшебная флейта» – зингшпиль, между ее ариями и ансамблями – не речитативы, как было заведено в итальянской опере, а разговорные диалоги.
«Тем не менее “Флейта” быстро и с легкостью пробила себе дорогу на вполне респектабельные, даже аристократичные сцены,
– рассказывает искусствовед Сергей Ходнев.
– Через четверть века моцартовскую оперу с помпой поставили в Берлине, на сцене королевской оперы, с декорациями Карла Фридриха Шинкеля. И поставили не как милое и демократичное сказочное развлечение, а уже как шедевр на все времена: берлинский спектакль призван был отметить окончательную победу над Наполеоном и 100-летие Прусского королевства.
И так далее: в истории “Волшебной флейты” нет периодов, когда она находилась в тени. Ее не приходилось специально извлекать из забвения, как это в ХХ веке произошло с “Идоменеем” и “Милосердием Тита”. Словом, дорога от венских премьерных восторгов 1791 года к сегодняшним оперным и концертным афишам – широкая, прямая и непрерывная.
Однако почти так же непрерывны в истории этой оперы и другие вещи: досада на ее драматургические несовершенства и теоретизирование о том, что на самом деле “Флейта” скрывает в себе разного рода секретные смыслы.
К тому же “Флейта” – последняя опера Моцарта, он умер всего через два с небольшим месяца после ее премьеры, и все мы знаем об окружающих эту смерть слухах и легендах. А что если Моцарт и, возможно, Шиканедер хотели сообщить в ней какие-то роковые тайны?
Но, собственно говоря, знать об этом даже не обязательно. Достаточно просто послушать “Волшебную флейту”, чтобы понять, что это опера не о зловещих разоблачениях, не о мрачной эзотерике, не о сектанстве, с которым чаще всего ассоциируется наше представление о тайных обществах.
Вековая притягательность “Флейты” – прежде всего в ее невероятной, солнечной художественной свободе. Пиротехническая виртуозность арий Царицы ночи, веселая грация и “цепкая” мелодика музыки Папагено, светлая простота и возвышенность чувств Памины, объемность и благородство лирики Тамино, хоры жрецов, комикование Моностатоса, величие Зарастро –жанровое разнообразие музыки “Волшебной флейты” поразительно.
Но поразительна и ее абсолютная, цельная естественность, играючи снимающая все противоречия. Будь то противоречия в развитии сюжета или противоречивое соседство наивной сказки, балаганного комизма и философской глубины».
Пресс-служба Московской филармонии
Московская государственная академическая филармония — одна из крупнейших концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год на концертных площадках Москвы, а также в регионах России и за рубежом.
Все публикации пресс-службы Московской филармонии на ClassicalMusicNews.Ru