
В 2023 году фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» пройдет уже в восьмой раз. Он будет проходить на площадках всех музыкальных театров Москвы с сентября по декабрь, объединит в своей афише свыше 30 спектаклей музыкальных театров России и стран СНГ и станет одним из самых представительных смотров отечественной музыкальной сцены.
Инициатор форума – Ассоциация Музыкальных Театров (АМТ) при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.
Пресс-конференция, посвящённая открытию фестиваля «Видеть музыку», состоится 8 сентября 2023 года в 12:00 в Пресс-центре Большого театра России (Историческая сцена, главный вход (12-й подъезд).
Идея Фестиваля сформировалась в результате многолетней деятельности Ассоциации Музыкальных Театров (АМТ). Это крупнейшее профессиональное сообщество было образовано в 2004 году и сразу же объединило множество театральных коллективов и мастеров профессионального искусства со всей России.
Сегодня членами Ассоциации являются свыше шестидесяти крупнейших музыкальных театров страны, включая ведущие оперные театры Москвы и Санкт-Петербурга, а также ряд театров стран СНГ. В 2014 году президентом Ассоциации был избран художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян.
Георгий Исаакян: «Наш культурный код — всеохватность русской культуры»
Созданный по его инициативе Фестиваль «Видеть музыку» стал результатом работы Ассоциации Музыкальных Театров, направленной на формирование между театрами разных регионов страны разнообразных творческих связей и контактов, столь необходимых для развития музыкального театра.
Всероссийский Фестиваль «Видеть музыку» – это уникальная возможность и шанс для театров приехать в столицу со своими лучшими спектаклями.
«Фестиваль «Видеть музыку» задумывался, чтобы дать возможность каждому театру, большому и маленькому, столичному и региональному, именитому и только что возникшему, показать свою самую важную постановку, увидеть себя в общероссийском контексте, не соревноваться друг с другом, а сотрудничать, не бороться за призы, а вместе решать общие для всех задачи.
К счастью, так и получилось, и афиша VIII Фестиваля это подтверждает, отражая реальное состояние российского музыкального театра, такого, каким он является в действительности, – с его победами и сложностями, поисками и экспериментами, взлетами и открытиями»,
– говорит Президент АМТ и художественный руководитель Фестиваля Георгий Исаакян.
На Фестиваль в столицу приедут такие театры, как Самарский академический театр оперы и балета им. Д. Шостаковича, Донбасс-опера, Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», Ивановский музыкальный театр, Театр оперы и балета Республики Коми, Челябинский государственный академический Театр оперы и балета им. М. И. Глинки, Бурятский ордена Ленина государственный академический театр оперы и балета им. н.а. СССР Г. Ц. Цыдынжапова, Муниципальный театр балета «Щелкунчик» города Екатеринбурга, Музыкальный театр Республики Карелия, Калининградский областной музыкальный театр, Чувашский государственный театр оперы и балета и другие.
Столичные театры также примут участие в Фестивале: Большой театр, «Новая опера», «Геликон-опера», Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, Московский театр оперетты, ДМТЮА покажут самые громкие свои премьеры, подчеркивая значимость и статус самого масштабного смотра-панорамы современного российского музыкального театра – Фестиваля «Видеть музыку».
География VIII Фестиваля впечатляет: зрители посмотрят спектакли буквально со всей России и это – уникальная возможность увидеть реальное состояние сегодняшней российской музыкальной сцены, бесценный и для профессионального сообщества, и для публики опыт узнавания, а часто и знакомства с громадным материком музыкального театра нашей страны.
В рамках Фестиваля пройдет мини-фестиваль, посвящены 35-летнему юбилею Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье».
На Новой сцене Большого театра «Зазеркалье», практически бессменный участник фестиваля «Видеть музыку», покажет сразу три своих новых спектакля: две постановки для взрослых, «Отелло» Дж. Верди и «Пиковую Даму» П. И. Чайковского, и оперу Е. Подгайца для всей семьи «Алиса в Зазеркалье».
В период Фестиваля пройдет несколько Лабораторий, адресованных профессиональному сообществу:
- Лаборатория молодых критиков музыкального театра, которая создается в партнерстве с главными творческими вузами столицы: РАТИ-ГИТИС, РГГУ и другими;
- Лаборатория молодых композиторов под руководством А. Пантыкина;
- Лаборатория «Медиатехнологии на сцене» (совместно с Фестивалем «Digital Opera»);
- Лаборатория художников по свету.
Спектакли Фестиваля «Видеть музыку» пройдут на сценах всех музыкальных театров Москвы в течение двух месяцев, а завершится этот смотр-панорама современного российского музыкального театра вручением премии «Легенда» тем, кто отдал жизнь музыке и сцене, тем, кого уважают и любят и зрители, и критики, тем, кому мы говорим: «Вы – легенда».
На закрытии фестиваля «Видеть музыку» вручили премии «Легенда»
Помимо основной программы, VIII фестиваль «Видеть музыку» – это несколько офф-программ, интересных не только профессионалам музыкального театра, но и широкой публике.
«Детская программа» Фестиваля «Видеть музыку» – это возможность увидеть интересные, незаурядные музыкальные спектакли для юных зрителей, которые были поставлены в российских театрах. Театры-участники Фестиваля привозят в Москву свои самые яркие постановки, уже ставшие хитами у своей публики, и можно не сомневаться: они покорят и столичных зрителей.
В этом году детская программа включает в себя спектакли для детей любого возраста: для тех, кто еще только учится говорить, и тех, кто ходит в старшие классы школы. В этом году детская программа будет посвящена 120-летию со дня рождения Наталии Ильиничны Сац, основателя шести детских театров (в том числе Детского музыкального театра имени Наталии Сац, Центрального Детского театра, ныне – РАМТ, Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Наталии Сац, Казахстан, Алма-Ата, и других), легендарного режиссера, мыслителя и деятеля мирового театра для детей и подростков.
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац посвящает своей основательнице весь наступающий сезон
«Студенческие спектакли» (совместно с Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений). На Фестивале будут представлены студенческие работы главных российских Консерваторий и вузов. Для Фестиваля такая программа – это прямое осуществление его миссии: развития и объединения профессионального сообщества, знакомство с теми, кто уже завтра будет определять вектор развития музыкальной сцены, и предоставление им возможности заявить о себе на главном смотре-панораме музыкального театра всей России.
Научно-практическая конференция Ассоциации музыкальных театров (АМТ)
Ежегодная осенняя Конференция АМТ – это время подвести итоги Фестиваля, выявить проблемы сегодняшнего дня современного театрального процесса и совместно выработать направления движения, обменяться успешными кейсами-наработками в практике театра, поделиться своими идеями и совместными действиями идти в будущее.
Одна из задач Конференции – познакомить руководителей российских музыкальных театров с молодым поколением творцов – режиссеров, хореографов, дирижеров, художников, артистов.
Также в рамках Конференции состоятся «Диалоги об опере» – многолетний авторский проект Георгия Исаакяна: цикл публичных дискуссий о сегодняшнем лице оперного/музыкального театра. Эти открытые дискуссии, в которых принимали участие ведущие оперные режиссеры, драматурги, журналисты и общественные деятели, вызывают огромный интерес студентов театральных вузов, представителей музыкально-критического сообщества и любителей оперы.
Театр имени Наталии Сац представляет премьеру футуристической оперы по роману Пелевина
В этом году темой «Диалогов об опере» станет тема «Взаимоотношения искусственного интеллекта и человеческого разума на территории искусства», поднятая Георгием Исаакяном в Футуристической трилогии Театра имени Наталии Сац, вышедшей в сезоне 2022-2023 и состоящей из AR-оперы К. Комольцева «Любовь к трем цукербринам» по роману В. Пелевина, компьютерной драмы «ОНА» по сценарию С. Джонса и балета-голограммы К. Симонова по роману А. Азимова «Двухсотлетний человек».
Футуристическая трилогия впервые целиком будет представлена на Фестивале «Видеть музыку».
Пресс-служба Фестиваля