Московский камерный оркестр Musica viva. Дирижер и солист – Александр Рудин (виолончель).
Карл Филипп Эммануил Бах – родоначальник «выразительного» или «чувствительного» стиля игры на клавесине.
Будучи старшим сыном И. С. Баха, Карл Филипп Эммануил был очень известен, причём известен гораздо больше своего отца, Иоганна Себастьяна во второй половине 18 века. Моцарт, например, говорил о нём так:
«Он отец, мы — дети /«мальчишки»/. Тот из нас, кто чего-либо стоит, научился у него».
Мнение Моцарта также совпадает с высказыванием Бетховена:
«Из фортепианных сочинений Эммануила Баха у меня имеется лишь несколько вещей, и некоторые из них несомненно должны служить каждому подлинному художнику не только в качестве предмета высокого наслаждения, но и как материал для изучения».
К.Ф.Э. известен, как «берлинский» Бах, так как много лет прослужил при дворе Фридриха II прусского, одного из самых просвещенных монархов своего времени и превосходного флейтиста.
А позже во время своей службы городским «музыкальным директором» в Гамбурге, его стали называть «гамбургским» Бахом.
Карл Филипп Эммануил стал, пожалуй, самым известным и плодовитым композитором династии Бахов. Ему самой судьбой была уготована композиторская карьера, ведь его отцом был И. С. Бах, а «крестным» – Г. Ф. Телеман. Его виртуозное искусство клавесинной игры стало легендарным, а труд «Опыт истинного искусства игры на клавире» до сих пор является настольной книгой всех современных клавесинистов.
По традиции того времени, прекрасно владея несколькими инструментами, он писал свои инструментальные концерты, которые почти без изменений можно исполнить на флейте, виолончели или клавесине со струнным оркестром. Один из таких концертов, самый «мятежный» и виртуозный, будет блестяще исполнен Александром Рудиным и Оркестром Musica viva в программе концерта 5 апреля в Малом зале Зарядья.
А описание его прижизненного и самого известного портрета 1773 года гласит:
«Волевая нижняя губа, двойной подбородок, косичка парика: совсем как отец».
Не случайно в программе концерта 5 апреля 2022 соединились, как один из самых «романтичных» композиторов 18 века – Карл Филипп Эммануэль Бах, так и один из первых и самых «чувствительных» романтиков 19 века – Франц Шуберт.
Квартет Шуберта, написанный в 1824 г., носит название «Смерть и девушка» — так же называется песня, тему которой Шуберт использовал во второй части квартета. Сюжет (смерть и девушка) возник в конце XV века в изобразительном искусстве: в 1517 году немецкий художник Ханс Бальдунг создал картину “Смерть и Дева”. Впоследствии ее сюжет был подхвачен художниками XIX века, а также заинтересовал Шуберта.
Квартет был написан в тяжелое для композитора время – в 1824 году он узнал о роковой болезни, предвещавшей ему скорую кончину. Четырехчастное сочинение наполнено «бетховенским» драматизмом и размышлениями на тему «человек и судьба».
Спустя годы, в 1896 г. Густав Малер обратился к Квартету «Смерть и девушка», начав работать над его переложением для струнного оркестра, которое не было завершено. Существует также версия произведения для полного симфонического оркестра, сделанная в 20 веке.
Пресс-служба оркестра Musica Viva