30 декабря 2023 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского прозвучит «Золушка» Россини. Волшебная опера будет дана в полусценическом исполнении.
В главных партиях выйдут Цветана Омельчук, Кристина Гонца, Екатерина Латышева, Александр Михайлов, Ярослав Петряник, Денис Беганский и Геворг Григорян. Партия клавесина — Яна Гранквист. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра — Валерий Гергиев.
Мировая премьера «Золушки» Россини состоялась в 1817 году в римском театре Валле. Изобилие очаровательных мелодий, великолепные ансамбли, разнохарактерные арии сделали оперу популярной в Италии и за ее пределами. Тем не менее живое исполнение этой музыки остается редкостью: спеть «Золушку» удается только виртуозам высочайшего класса.
Найти исполнительницу партии Анджелины (так у Россини и либреттиста Якопо Ферретти зовут главную героиню), написанной для колоратурного меццо-сопрано, — большая сложность. В этой партии блистали Фредерика фон Штаде, Тереза Берганса, Чечилия Бартоли, Ольга Бородина.
30 декабря в главной партии выйдет солистка Академии молодых певцов Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Цветана Омельчук.
Не меньший вызов — собрать слаженную команду солистов на другие партии: им, как и главной героине, по ходу действия нужно демонстрировать непринужденное владение бельканто в сольных номерах и соединяться в многолюдные филигранные ансамбли с характерными россиниевскими скороговорками и колоратурами.
Хотя либретто «Золушки» восходит к сказке Шарля Перро, оперой-сказкой ее не назовешь. Театр Валле, для которого создавалось сочинение Россини, не располагал техническими возможностями красиво превратить тыкву в карету, а мышей — в лошадей.
Нет в опере и истории с хрустальным башмачком, поскольку сцена примерки туфельки в те времена могла быть воспринята как непристойная. Мачеху либреттист заменил на отчима, вредного дона Маньифико, а крестную — на мудреца-наставника Алидоро, помощника принца.
Россиниевская «Золушка» — это великолепная итальянская опера-буффа с переодеваниями, ослепительная музыкальная гирлянда из арий, ансамблей, хоров и симфонических фрагментов с речитативами в промежутках. Но композитор не ограничился комическим жанром, и если дон Маньифико и Дандини — персонажи сугубо буффонные, то принц Рамиро и Анджелина поют языком «серьезной» оперы: их чувства высоки и благородны.
Полусценическая версия не предполагает использование сложных декораций или машинерии, но не исключает яркой театральности — в первую очередь, благодаря блестящей актерской игре артистов и удивительным возможностям человеческих голосов, которые в полной мере раскрывает музыка Россини. Визуальный ряд составляют красочные костюмы, сценический свет и видеоэффекты.
Пресс-служба Мариинского театра